Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания, а не какое-нибудь выражение из трудов великого стихотворца М. В. Марциала.
В произведении создатель возлагает на себя образ римского подданного, встречающегося во времена царствования Цезаря. В данном произведении, автор строк рассказывает нам, как находился в Риме, был в курсе всех дел, но принял решение покинуть вечный город ради тихой деревенской жизни. Его приятель Постум и есть последняя ниточка, объединяющая нашего персонажа с прошлым. Ему он отсылает известия, повествует о собственных буднях и узнает о слухах.
Произведение рассказывает о важных работах, имеет отношение к основам философских мотивов, читается свободно. Результатом этого является легкость в лексике, утратившей эмоциональных изречений, старых, добрых фраз и непростых предложений. Также в нем присутствует множество поговорок, а именно они разжёвывают содержание древнего существования, которое становиться ясным для отечественного читателя. Возьмем пример – нахождение соратника в вечном городе: «Как там Цезарь? Все интриги?»
Создатель с удовольствием ориентируется во внутренних интригах, которые всегда существуют во власти, видим сравнение с эпохой Бродского И.А. Идет легкая критика верхов: «все наместники – ворюги?» Именно внутренние интриги и подтолкнули героя произведения уехать из вечного города. Далее следует пояснение, с чего автор отстранился от дворцовой борьбы: «но с куриными мозгами хватишь, горя». И только море помогло автору почувствовать себя спокойнее.
Также, без всякого стыда поэт рассказывает мелочи собственного существования, разговаривая с невольниками, узнает внезапно умные идеи. Находится с доступной дамой под сломанной крышей. Автор в забавных изречениях рассказывает, как он громко разговаривает с девицей из-за упавших на них частиц воды. При этом не боится, что эти стихи примут за оскорбление: «Чтобы лужу оставлял я, не бывало».
В стихах также звучат важные мотивы. Тема окончания жизни и ценность бытия. Показаны определенные личности, их разные жизненные пути. Существует описание торговца, который скоропостижно умер от лихорадки. Автор приоткрывает взгляд на человека, который чтобы не совершал, не загадывал, все ровно не уйдет от судьбы: «…По торговым он делам сюда приплыл, а не за этим».
А антиподом служит отрезок жизни наемника – каждый день он мог лишиться жизни, но провидение решило иначе, что внезапное окончание жизни прошло стороной, в отличие от его товарищей по оружию. Ему же посчастливилось дожить до преклонных лет и тихо уйти из этого бренного мира.
Рассказывает автор и о своей смерти. Но в стихах, написанных к данному эпизоду, нет ничего страшного. Поэт описывает привычные сцены без своего образа, обращаясь к метонимии — «На рассохшейся скамейке – Старший Плиний», где после окончания жизни сохранится его почерк, в виде начертания на холст. Заключительные строки написаны душевно и без напряжения, тем самым Автор говорит, что жизнь на этом не заканчивается. Данные стихи очень красивы. В них показаны важные проблемы о смерти и жизни, но в то же время они не напрягают и не вгоняют в раздумье. Автор с легкостью рассказал читателю, словно близкому приятелю, важные проблемы, без испуга и тревог. А это и есть удивительный талант Бродского как мастера слова.
Анализ стихотворения Письма римскому другу по плану