Как известно из буддийского учения, мир является обителью страданий. Согласно этой концепции, вся суть человеческого существования заключается в страданиях. Даже когда мы радуемся, то подсознательно понимаем конечность этой радости и в этом есть зерна страдания.
Образ колосьев, в частности пшеницы, но и вообще злаков связан с древней символикой перерождения. Этот образ библейский и используется даже раньше, когда существование представляют как замкнутый цикл на примере зерен, которые падают в землю, чтобы снова взойти и так без конца.
Есенин в Песне о хлебе соединяет эти концепции и представляет собой коренной образ сбора и переработки хлеба как образ страданий. Отсюда создается довольно мрачное настроение безвыходности и ужаса, ведь, если элементарный хлеб, который является основной пищей, сутью жизни и синонимом жизненной силы появляется путем страдания и страдания транслирует в «жернова кишок» и в итоге людей в целом, то как тогда быть? Страдание разлито на каждом этапе, оно охватывает весь цикл существования.
Ответов поэт не предлагает, он только констатирует довольно ужасные факты, которые подчеркивает образом лебедей с перерезанным горлом – символом уничтожаемой красоты. Мир в Песне о хлебе предстает как перемалывающий агрегат, который способен только на уничтожение.
Тем не менее, поэт предлагает другой ответ, он объясняет откуда берется зло как таковое. На символическом уровне от этого хлеба, который создан страданиями и проникает в людей, появляются шарлатан и злодей, они ходят по земле как носители злобы, но из-за злобы, которая ранее проникла. Соответственно, наличие зла как такового объясняется через негативную суть этого мира, который в целом является пространством поглощения и уничтожения.
Безусловно, такие образные узоры являются во многом не более чем художественным преувеличением, весьма узкой трактовкой, которая только может казаться всеохватывающей. Этот факт также становится понятным и из самого выбранного образа зерна, который, как сказано ранее, в целом является символом возрождения. Конечно, в каком-то смысле возрождения и многократного повторения страдания, только вот опять-таки следует отметить некоторую примитивность такого понимания.
Ведь даже в буддийском учении идет речь не только о страдании. Рассказывается также и о наличии способа освобождения от страданий.
Вариант 2
Произведение в форме ярких образов отражает мысли и чувства крестьянского поэта, явно видящего наступление нового времени, с господством промышленности и городов.
Процесс жатвы колосьев и последующего превращения их в хлеб, в стихотворении «Песнь о хлебе» уподоблено массовому убийству. Образы трупов, склепа и катафалков, использованные им при описании сельскохозяйственного труда похожи на леденящие душу повествования вегетарианцев о животных, предназначенных стать пищей человеку.
Однако поэта нельзя заподозрить в излишней сентиментальности и подобной интерпретации крестьянского труда, в котором он принимал участие в детстве. Колосья в данном случае служат олицетворением живого в широком смысле. Кроме того, их большое количество наводит на мысль, что в первую очередь, они символизируют именно людей.
Хлебным колосьям противостоят искусственные вещи: серпы, телеги, цепы и мельницы. Поэт подчеркивает то, что их используют без всякой злобы и бережно. Это хорошо показывает отношение к людям бездушных механизмов: города, лишающего их индивидуальности, фабрик, превращающих людей в свои придатки и самого государства.
Колосья изображены Есениным безмолвными жертвами. Поэт, безусловно, понимал, что борьба против прогресса бессмысленна. Он сам, в конце концов, выбрал жизнь в городе, хотя душа, судя по стихам, тянула его назад в деревню, ближе к природе.
Понимая неизбежность победы механизмов и безличного порядка, Есенин все же, ненавидит новый мир, рождающийся у него на глазах. В конце стихотворения он взрывается проклятиями к нему. Свист орудий, несущих смерть колосьям, поэт сравнивает с осенью, наступление которой никак нельзя предотвратить или даже существенно отсрочить.
Показательно, что вместе с понятными характеристиками, такими как убийца и злодей, определение – «шарлатан». Сопоставление их в одном смысловом ряду показывает отношение поэта к прогрессу, к уверениям его горячих сторонников о его благотворности. Есенин считает подобные идеи не просто несущими человечеству зло, но и наполненными обманом и предательством по отношению к тем, кто поверил им. Как неумелый врач они могут только калечить.
Анализ стихотворения Песнь о хлебе по плану