Это стихотворение было написано Некрасовым специально для детской книги, которую он хотел издать, но так и не получилось. Николай Алексеевич считал, что уровень детской литературы в России того времени оставляет желать лучшего. Начинается это небольшое стихотворение с прямой речи, в которой герой приглашает поесть мёда с хлебом и послушать историю. А слушателя герой называет «сынком».
Со второй строки начинается эта правдивая история (уже без кавычек). Говорится, что очень уж поднялась вода – почти всё вокруг затопило. Сухого места осталось только деревня и пригорок с ульями. Герой говорит о пчелах с любовью и уважением. Эти насекомые из «наших» ульев для деревни, как те же коровы, — кормилицы. Кроме того, пчёлы, как труженицы, вызывают уважение. И также жалость от того, что с пыльцой пчелы тогда не могли перелететь эту воду, падали и тонули. Если бы они летели «налегке», будто трутни, то сохранили б себе жизнь, но они погибали, выполняя свой долг. И герой горько вспоминает – тонули работницы сердечные. Все в деревне хотели им помочь, но не знали, как это сделать. Вот почему жителей этой деревни называют в стихотворении грешными, то есть за грехи им такое наказание – наблюдать гибель своих пчёл.
И признаётся рассказчик, что никогда б не нашли решения, но, к счастью, проходил мимо их деревни человек. И как раз привело его к ним на большой церковный праздник – это хороший знак. Этот «прохожий» посоветовал поставить вехи – такие опоры для пчел, чтобы они могли отдохнуть. За эту простую, но практически гениальную мысль он стал буквально «святым человеком» в той деревне. И пчелы сразу поняли помощь людскую – на первую же веху повалили отдыхать. Их сравнивают с «богомолками» у храма.
Завершается история в третьей строфе, когда подчеркивается, что за того прохожего теперь только и молиться. И слушатель, поев мёда, тоже перекрестился с благодарностью тому человеку.
Речь героя ритмична, описательна, но и достаточно эмоционально. Например, он восклицает о наводнении: «Беда!» Многие слова указывают на то, что говорит человек простой, хотя и вполне грамотный. К примеру, «надоумить», «натко», также есть сказочная напевность, ведь история для ребенка, «тужил-тосковал», «травочка». И сейчас мы видим много устаревших слов: «осенить», «благодать».
Это стихотворение легко читается, показывает простых людей, их добрые поступки и, вообще, гармонию в мире.
Анализ 2
В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.
Жители села не знали как поступить в такой ситуации, но какой-то пришлый человек советует установить вехи для того чтобы пчелы могли отдыхать. Благодаря этому совету люди действительно устанавливают вехи и спасают пасеку. В стихотворении герои благодарят этого советчика, который фактически даровал спасение пчелам и мед пасеке.
Конечно, данное стихотворение может рассматриваться сугубо как детская история, особенно если учитывать изначальное предназначение стиха именно для детского цикла. Некрасов написал ряд таких стихов и в этом прослеживаются характерные детали именно для детского творчества. Тут дается довольно простой сюжет, поучительная история и используется понятная лексика.
Тем не менее, вдумчивый читатель может поразмыслить над дополнительными смыслами, которые вкладывал автор в собственное произведение. Ведь на самом деле символ пчел является довольно понятным.
Лирика Некрасова нередко посвящалась простому трудовому народу, он писал о тяготах простых людей, о напрасной гибели и подобном. Пчела является более чем характерным символом простого рабочего человека, бескорыстная и трудолюбивая, она выполняет собственную работу в интересах улья. Подобным образом действуют и крепостные, о которых так часто волновался Некрасов.
Трудно сказать, какое именно событие или пласт событий описывает автор, но мы можем предположить некое отсутствие чуткого руководства над пчелами, которые от этого начинают гибнуть и страдать. Если вмешивается какой-то внешний фактор, в частности наводнение, то пчелы не могут нормально действовать. Только совет стороннего человека позволяет справиться с этими невзгодами.
Возможно, Некрасов, тут указывает на потребность более гуманного отношения к рабочим людям, потребность в разуме или чем-то подобном. Также тут возможна и религиозная символика, ведь Некрасов указывает на человека, который пришел на Благовещенье – праздник, который отмечает извещение Девы Марии и непорочном зачатии Христа.
Далее этот образ развивается и пчелки сравниваются в «богомолками у церкви», то есть эти вехи мы можем сопоставить с церквями как таковыми или религиозным уставом (к примеру, каждая веха – отдельная заповедь) который помогает не потонуть в грехе материального мира и перебраться на сушу, на другой берег мира вечного.
Как известно, мед является одним из самых ценных продуктов сельского хозяйства. Собственно и все пчеловодство приносит немалый доход и пользу.
Только вот за пчелами нужно тщательно следить, создавать оптимальные условия для развития улья и содержать улей в порядке. Ведь колония пчел может погибнуть или перебраться в какое-то другое жилище, есть много вариантов. Пчелы маленькие, но представляют собой довольно внушительный организм, который действует сообща.
Анализ стихотворения Пчелы по плану