Произведение является описанием реалистического психологического портрета литературного критика Николая Добролюбова, бывшего товарищем поэта и ушедшего из жизни в молодом возрасте, заболев туберкулезом.
Основной темой стихотворения, относящегося к эпитафическим произведениям, демонстрируется авторской рассуждение о значении творческой личности критика в воспитании революционно настроенных молодых людей.
Структурная композиция произведения, в котором отсутствует романтическая условность, выстраивается в шести строфах, различных по размеру в виде четверостиший, пятистишия и семистишия, обрывающееся на взлетевшей ноте. В качестве стихотворного размера поэтом выбирается пятистопный ямб в сочетании с пиррихием и перекрестной рифмовкой, при этом в последних трех строчках рифма не используется, тем самым поэт излагает сделанный им вывод в качестве яркого заклинания с оттенками недосказанности.
В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются многочисленные метафоры и малочисленные эпитеты, с помощью которых личностные качества героя произведения описываются не в статичном состоянии, а в виде проявления его жизненного подвига, выражающегося в творчестве критика. Кроме того, автор в произведении применяет старославянские выражения для более яркой иллюстрации нравственной позиции героя стихотворения, сочетая их с олицетворением человеческой жизни в образе матери-природы, а также представляя портретную характеристику героя в качестве символа просвещения народных масс.
Сюжетная линия стихотворения направлена на авторское утверждение о высоком значении моральных качеств литературного критика, а также неоценимого творчества Добролюбова, сумевшего создать условия для изменения общественного самосознания, не думая о собственной славе и литературном успехе.
Авторский замысел представляет короткую жизнь героя стихотворения в качестве примера для будущих поколений, жизнь которого направлена на борьбу за счастливое настоящее собственной отчизны. Давая характеристику творческой личности критика, поэт отмечает самые сильные черты его натуры в виде суровости, подчинения страстей разуму, отказу от человеческих наслаждений, в том числе от любви к женщине, душевной чистоты.
Кратковременная жизнь героя стихотворения, с точки зрения автора, символизирует любовь к родине, которую поэт противопоставляет земному чувству к женщине, торжественно и гордо иллюстрируя талантливые убеждения публициста.
Все повествование стихотворения воспевает самоотверженность и патриотичность рожденного на русской земле таланта, способного отдать свою жизнь ради служения отчизне и ее народу, впитывавшего в себя с молоком матери всю душевную красоту и благодать родных мест, умеющего простыми и доступными словами донести до читателей собственные убеждения, раскрывая не только их сущность, но и духовное наследие, неоценимое для потомков.
Анализ 2
Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность. Чувствуется по торжественной лексике, по ровному ритму, что речь идёт о незаурядном человеке. Но Николай Алексеевич обращается к герою своего стихотворения на «ты», как к близкому человеку.
Начинается произведения с, видимо, основного качества героя – суровость. И сразу прошедшее время глагола относит в годы юности Добролюбова. Подчеркивается, что даже в молодом возрасте он умел подчинять чувства рассудку. И, возможно, уже тогда учил жить для свободы.
Во второй строфе подчеркивается, что отказывался от наслаждений, сохранял чистоту Николай Добролюбов сознательно. Даже возлюбленной для него стала Родина.
Третья строка является прямым продолжением (предложение без знака препинания) предыдущего. Николай Александрович всё отдал Родине, которую Некрасов сравнивает с опять же суровой любовницей. Для её царственного венца Добролюбов готовил драгоценности. И он призывал всех к лучшей жизни. Всё это, конечно соответствует общественной деятельности Николая Александровича.
В середине стихотворения перелом, который начинает вечное «но». Всё было блестяще, но слишком рано умер Добролюбов. Перо Добролюбова, которым он записывал свои передовые идеи, выпало из рук. И перо это, кстати, Некрасов называет «вещим», очеловечивая этот инструмент, приближая Добролюбова к образу пророка. Эту строфу завершают два горьких восклицания о том, что разум угас, как светильник, что сердце остановилось. Интересно, что сравнение только одно, чтобы не перегрузить стихотворение метафорами.
Предпоследняя строфа отделяется от предыдущей части. Говорится, что прошли годы. Далее отделенность усиливается констатацией того, что улеглись страсти. И теперь Добролюбов «вознесся» — в прямом смысле (о душе), и в переносном (в сознании людей). Конечно, образ героя занял высокое место в нашей истории. И теперь Некрасов призывает землю русскую гордиться своим героем и оплакивать его.
В последней строфе поэт продолжает обращаться к Родине, которая такого прекрасного человека, возможно, и не рождала больше. И в итоге Некрасов делает общий вывод, обращаясь уже к матери-природе. Поэт восклицает, что без таких людей, как Добролюбов, заглохла бы нива жизни.
Анализ стихотворения Памяти Добролюбова по плану