Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого

Отчаяние — очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение, но и лёгкое непонимание, а, может быть, и то самое отчаяние. Как раз этими средствами автор смог передать суету мыслей, когда уже не знаешь, что сделать.  

В произведении довольно часто повторяются однокоренные слова, создавая ощущение «метели». К примеру: лед и леденистый, пурга и «пурговым»… Кстати, Белый использует много слов, которые он сам создал и, вероятно, именно для этого стихотворения. Также здесь встречаются похожие по звучанию слова рядом, например, отцветшие и отгоревшие. Прибавить к этому необычные эпитеты, одушевления и подобное, общее «нервное» настроение в строчках, где есть и восклицательные знаки, и неравномерные строки с дефисами, сменой направления мысли… Сразу чувствуется, насколько образное мышление у автора. Но, по порядку, так как тут всё-таки есть общая мысль и некий сюжет.
Начинается всё с контраста и одушевления, ведь с одной стороны тут веселый лёд (и даже, что совсем странно, искрометный), а с другой – сердце придавлено слитком изо льда. Можно подумать при первой метафоре, что автор описывает солнечную погоду, когда лёд сияет в лучах, но нет. Тут же речь идёт о практически живой метели. Она и ревёт, и опять же метёт, но «белоцветом», и даже разворачивает какой-то свиток.   

В следующей строфе уже странно ведёт себя сугроб. Он срывается, клокочет почему-то кружевом, уже и кипит (опять оксюморон), окуривает, как в церкви, лоб поэта, хохочет… Впрочем, это можно представить, когда сугроб разрушается ветром.
И одно из самых понятных сравнений в этом загадочном стихотворении – о двойнике, который по заборам гонится за поэтом. Это, естественно, его тень. Она и по земле скользит, и удлиняется, и тает.
Тут же Белый обращается к душе (наверное, к своей) с призывом замереть. А к хлопьям снега, которые тут «снеговые хлопья», — слепить. И далее красивое, по-моему, сравнение фонарей с копьями, которые вонзаются в небо своими лучами «наточенными».
В последней строфе поэт сетует, что его летняя песня осталась недопетой, вот откуда и отчаяние. Но раз уж так, то ничего не терять, поэтому в финале призыв плясать. В последнем предложении нарушен порядок, поэтому не так легко понять, что должны танцевать световые иглы.
Анализ стихотворения Отчаяние по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru