Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение. В мрачном творчестве поэта оно является редким исключением. «Нежнее нежного» получилось теплым и полным любви.
Стихотворение относится к любовной лирике. Написано в стиле литературного направления «акмеизм».
Основная тема — выражение чувств любви лирического героя, который самозабвенно восхищается возлюбленной, ее внешним образом и внутренним миром. Автор осознанно использует тавтологию, чтобы подчеркнуть ее особенные черты внешности и души: нежнее нежного, белее белого. Лирический герой любуется возлюбленной и словно пытается убедить в ее исключительности, избранности. Но, не смотря на светлый образ героини, он уверен в неизбежности будущих печальных событий в ее жизни, которые принесут ей боль и страдания. Возможно, именно ее исключительность и принесет ей несчастья. Герой предрекает ей нелегкую жизнь, от того слова его наполнены не только чувством восхищения, но и грусти, и сочувствия.
Идея стихотворения — неизбежность, что-то должно случиться независимо от внешних и внутренних черт человека. Автор акцентирует это, используя повторение «от неизбежного».
Стихотворение короткое, но имеет два плана: первый — описание лирической героини, второй — ее судьба. Они гармонично соединены за счет повторения последней фразы «от неизбежного» второго четверостишия в начале третьего. Сюжет развивается плавно, подобно музыкальной элегии.
Для большей выразительности автор использует следующие литературные приемы: эпитеты — описание внешности героини (нежное лицо); метафоры (неунывающих речей); тавтологию для усиления образа (белее белого).
Стихотворение написано в необычной форме. Условно его можно поделить на четыре четверостишия. В этом случае можно сказать, что в написании использован пятистопный ямб, который в последнем строчках становится четырехстопным. В такой форме использована сложная рифмовка:
— в первых двух четверостишиях рифмуются две последние строчки первого четверостишия и две первые третьего перекрестно с мужским ударением (АБАБ);
— две первые строчки первого четверостишия и две последние третьего закольцовано с мужским ударением (АББА);
— в третьем четверостишии рифмуются так же две последние строчки с первыми последнего четверостишия перекрестно с дактилическим ударением (АБАБ)
— рифмуются последние строчки стихотворения «речей, и даль твоих очей», которую условно можно назвать смежной рифмовкой с дактилическим ударением (АА).
Последние четверостишия больше относятся к направлению верлибр (свободный стих).
Стихотворение вызывает теплые чувства, смешанные с легкой грустью из-за неизбежности печальной судьбы лирической героини.
Анализ стихотворения Нежнее нежного по плану