Очень часто анализируя стихотворения Мандельштама, литераторы не принимают во внимание тот факт, что поэт мучился от стенокардии и астмы. Возможная скоропостижная смерть держала его в постоянном страхе. Наличие таких заболеваний способствовало появлению чувства непрочности существования. В момент жизнь могла прекратиться, такое нестабильное положение отразилось в произведении «Невыразимая печаль», появившееся в публикации в 1909 году. Намек на субтильность возникает уже в первом четверостишии, когда ваза начинает терять хрусталь. В заключительных строчках мотив непрочности возвращается. Представленный мир может быть сломлен тонкими пальцами. Чьими они являются, неизвестно. Пока есть шанс пить вино и любоваться ясным майским днем, вопрос смерти не сильно волнует поэта. Печаль, которая открывает большие глаза, является образом болезни.
Стихотворение написано кольцевой рифмой АВВА. Весь текст наполнен средствами выразительности. Это олицетворения: печаль открывает глаза, ваза просыпается. Анафора в заключительном четверостишии «немного» указывает на то, что герой в состоянии довольствоваться малым.
Мандельштама, как поэта часто обвиняли в косноязычном изложении мыслей. Если уделить внимание последним двум строчкам, то можно заметить нарушение правила деепричастного оборота. В роли исполнителя действия выступает белизна. Но такая неправильная мысль, переданная выдуманным образом, наоборот, привлекает внимание читателя.
Произведение «Невыразимая печаль» являет собой уникальный эталон импрессионизма. Влияние на манеру такого повествования оказал Поль Верлен, который стал первым поэтом в области импрессионизма и обозначил резкий переход от романтизма к символизму. Во главу зародившегося направления легло наблюдение в своём чистом виде, которое стало символизировать полный отказ от законченности и обобщения. В действие вводилось любое мгновение. Место мыслительного процесса заняло восприятие, а рассудок сменило чувство инстинкта. Исходя из этого ушла необходимость истории и сюжетной линии. Произведение «Невыразимая печаль» стало достойной импрессионистической иллюстрацией. Образы, которые вводит автор каждый читатель вправе воспринимать по — своему. На индивидуальность восприятия влияет жизненный опыт, понимание искусства и окружающей действительности.
Анализ стихотворения Невыразимая печаль по плану