По жанровой направленности произведение представляется в форме гражданской лирики, основной тематикой которой является изображение тяжелой судьбы женской представительницы русского крестьянства.
Повествование в произведении ведется от имени лирического героя, раскрывающего не только основную тему, но и затрагивающего вопросы красоты, безволия, социальной незащищенности русской женщины, а также несправедливости жизни.
Композиционная структура стихотворения представляет форму кольцевой, начинающейся и заканчивающейся обращением лирического героя к крестьянской девушке. Композиция в условной форме подразделяется на две части в виде воображаемой счастливой жизни красивой и молодой крестьянской девушки, а также в виде реальной несчастной действительности, заключающейся в работе, побоях мужа, бесконечном рождении детей.
Образ русской женщины представляется поэтом в качестве молодой, прекрасной и волнующей девушки, на которую оказывает сильное влияние тяжелая жизнь в виде беспросветной крестьянской доли.
Девушка характеризуется в стихотворении «Тройка» как резвая, живая, обворожительная крестьянка, будущее которой уже определено и неминуемо, поскольку ее ожидает горькая судьба крепостной женщины.
В качестве стихотворного размера поэт выбирает форму трехстопного анапеста в сочетании с перекрестной рифмовкой, мужской и женской рифмами, чередующимися в строфах и создающих атмосферу цельного, гармоничного и единого произведения, а также наполняющих повествование музыкальным звучанием, напоминающим песню.
Средствами художественной выразительности в стихотворении «Тройка» автором используются многочисленные эпитеты и разнообразные метафоры, а также применяются сравнения, создающие эмоциональный фон произведения.
Своеобразием произведения является применение автором в повествовании художественного приема в виде антитезы, а также отсутствие романтических мотивов, прикрывающих реальность российской действительности того исторического периода.
Смысловая нагрузка стихотворения заключается в злободневном отображении поэтом уродства и жестокости крепостнического строя России, описанного без приукрашивания, правдиво и искренно, передавая трагическое положение народа, которое не замечает высшее сословие, способное оказать влияние на судьбу русских людей.
Вариант 2
Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано.
Основная тема стихотворения «Тройка» — тяжелая и безрадостная жизнь русских женщин в то время. В России еще в полной мере было распространено крепостное право (отменено в 1961 г.), позволявшее хозяевам относиться к своим крестьянам, как к рабам. Женщинам же, обремененным еще и домашней работой, приходилось совсем туго.
По мысли автора, стихотворение разделено как бы на две равных части. В первой рисуется воображаемая действительность, возникшая в мечтах девушки, увидевшей на дороге тройку с проезжавшим в ней молодым корнетом. Поскольку девушка молода и красива, возможно, юноша полюбит ее, женится, и жизнь ее пройдет счастливо и беззаботно: «Будет жизнь и полна, и легка…».
Но брак барина с крепостной крестьянкой в то время был невозможен, и во второй части стихотворения поэт опускает героиню «с небес на землю»: «Да не то тебе пало на долю…». В реальности молодую красавицу ждет муж — грубиян, жестокая свекровь, болезни от чрезмерных физических нагрузок и ранняя смерть.
В финале стихотворения автор советует героине не будоражить свое сердце напрасными мечтами: «Не гляди же с тоской на дорогу…». Доля крестьянки предначертана с рождения, и изменить ее ей не под силу.
Стихотворение написано Н. А. Некрасовым от второго лица, он как бы обращается к молодой крестьянке, беседует с ней. Почти во всем произведении использовались перекрестные рифмы, и только в последней строфе автор перешел на смежную рифмовку, подведя итог и подчеркнув тщетность мечтаний героини: «Не нагнать тебе бешеной тройки…».
По ритму и рифме форма произведения – трехстопный анапест – плавный, песенный размер, часто привлекающий композиторов. Впоследствии на него была написана музыка, так появился романс «Что ты жадно глядишь на дорогу», известный до сих пор.
Еще в детстве Н. А. Некрасову не раз приходилось наблюдать за жизнью крестьян, непросто сложилась и судьба его матери. «Тройка» – далеко не единственное произведение поэта, посвященное нелегкой женской доле в Царской России («В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и др.), но одно из первых и поэтому самых ярких и запоминающихся.
Анализ стихотворения Тройка Некрасова кратко
Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой ,а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.
Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет. Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми. Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.
Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.
5 класс. 9, 10 класс.
Анализ стихотворения Тройка по плану