Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои, а простые и бедные люди, для которых любовь убийственна и разрушительна.
Это шокирующее для своего времени стихотворение вызвало у современников и восхищение своим новаторством, и осуждение из-за своей не эстетичности и мрачности, да и главной героиней стала падшая женщина, к которой проникаешься сочувствием. Некрасов воспел не красоту и утонченность любви героев, а описал обыденность и нищету, в которой это прекрасное чувство гибнет
Отличительная особенность этого стихотворения – сюжетность. Из воспоминаний героя мы узнаем скудные факты из беспросветной жизни его возлюбленной. Из этих обрывочных фрагментов в его памяти и мучительных раздумий складывается картина всей ее недолгой и тяжелой жизни. Она выросла в бедной семье, где отец был угрюм и озлоблен, выдана замуж на нелюбимого человека, недоброго, с бешеным нравом и тяжелой рукой. Не выдержав, уходит к тому, кого любила и готова была разделить его участь. Но он, больной и бедный, не может постоять за нее и невольно губит окончательно. Последний их совместный вечер описывается обыденно и страшно, чувствуется приближение их общей гибели.
В холодной комнате героиня пыталась своим дыханием согреть руки плачущему малышу, который умирает. Герой пытается утешить рыдающую мать тем, завтра и они с голода также сладко уснут, найдя избавление от страданий и голода в смерти. Но она, ничего не отвечая, задумавшись ненадолго, приняла страшное решение и ушла, принарядившись, словно к венцу. Так поэт подчеркнул христианскую жертвенность ее грехопадения. Вернувшись, приносит гробик сыну и еду для мужа. Поужинав, обрядили и положили в гроб ребенка. Не посмел герой узнать, какой ценой это все досталось, малодушно помышляя о божьей помощи или счастливом случае. Но героиня не спешила с признаньем, не позволила себе оправдываться и уходит. Она ничего не говорит, только плачет. Но так ясно представляется бездна ее горя, потеряв единственного сына, она, чтобы не стать презренной обузой, предпочитает освободить любимого. Все повествование погружено во мрак: буря, пасмурный день, темные улицы, ночь, холодная и пустая комната, где полусвет, полумрак, ветер гудит в трубе нетопленной печи. И на душе у героя так же мрачно и беспросветно, ему ведомы лишь унынье, чувство бессилия, злоба.
Но не может забыть герой свою любимую, называя другом бездомным и беззащитным. Понимая, какая позорная судьба ей уготована, каким страшным именем ее теперь зовут, он проклинает судьбу, но проклятия беззвучно затихают, ибо изменить он ничего уже не может
Частный случай из жизни обездоленных людей помогает понять драматизм социального мироустройства. Эта фатальная история любви безымянных героев, не способных противостоять нужде и лишениям, одна из самых трагических в русской литературе.
Анализ 2
Стихотворение в 1847 году произвело довольно мощное впечатление на современников, которые довольно высоко оценивали «Еду ли ночью..» во многом за новаторство. И, действительно, новаторского тут много, начиная от звукописи и до выбора темы и стихотворного размера.
Тем не менее, охватить полностью весь спектр достоинств этого стихотворения является довольно сложным. Поэтому постараемся рассмотреть наиболее существенные детали, которые могут относиться к таким элементам, которые делают данный стих как бы вневременным. Ведь есть детали, которые позволяют поэзии всегда оставаться актуальной.
Наверное, наиболее заметным и выпуклым фактором тут является социальная проблематика. Конечно, в нынешнюю эпоху рассказами о падших женщинах и нищете никого не удивить. Более того сейчас довольно трудно растрогать зрителя/читателя, который становится более циничным и в арсенале стандартных реакций имеет разве только насмешки.
Для Некрасова ситуация была немного иной, он как наследник классицизма и романтизма искал новые формы и новое содержание, но до него практически никто не затрагивал такие социально значимые аспекты. Этого было просто не принято касаться как чего-то грязного и чрезмерно мрачного. К слову, само стихотворение насыщено своеобразным погружением во мрак, везде образы ночи, бури, полутьмы, глубокого сна.
На протяжении всего стихотворения автор как бы низводит читателя в своеобразные пределы ада или, если так угоднее, проводит вниз по социальной лестнице, туда, где сидят голодные и угрюмые люди, где от голода оставляют этот свет дети, а для того чтобы купить ребенку гробик, нужно продавать собственное тело. Подобный экскурс был для своего времени действительно удивительным феноменом, но автор на него решился. Он подчеркнул атмосферу безысходности и мрака, в котором некоторым людям приходится существовать просто в силу обстоятельств.
Помимо этого интересной деталью является частое использование в стихе частицы «не», которая как бы указывает на какую-то неустроенность, на негативный аспект существования. Этот пласт действительности хочется отринуть, он сам как бы отвергает идею нормально существования, он негативен, как тьма является противоположностью свету. С другой стороны этим подчеркивается и определенная негативность мира по отношению к простому человеку, для которого действительность может становиться столь мрачной и неуютной, как говориться, юдолью скорби и страдания.
Анализ стихотворения Еду ли ночью по улице темной по плану