Анализ стихотворения На стоге сена ночью южной Фета

Написанное в начале 1857 года произведение от первого лица идиллического жанра и лирического содержания. Состоит из четырёх четверостиший. Темой выбрано описание ночного небосклона и испытываемые перед ним ощущения наблюдателя. Сюжета как такового произведение не имеет, а настроение его скорее философское.

Стихотворение можно условно разделить на две части по два четверостишия. В начале описывается обстановка ночной природы, в которой происходит действие. Поэт устроился на ночлег у подножия стога сена. Небосвод чист, вокруг тишина и нет ни души – ничто не мешает наблюдать за хором светил, раскинувшимся вокруг. Во второй части внимание обращается к самому наблюдателю, к его переживаниям под впечатлением от представшей картины.
В произведении несколько раз используется метафора: звёзды, усыпавшие небо, сравниваются с хором, земля называется немой, словно смутный сон. Фет особо подчёркивает впечатление «глубины», полученное от наблюдаемого зрелища, словно небеса – это морская пучина. Несколько раз небо названо бездной, в которой всё невозвратнее «тонет» автор. Он будто повис над этой бездной, удерживаемый могучей дланью. Постепенно отходя ко сну, автор сомневается, он ли несётся навстречу сонму звёзд, или же это звёзды несутся к нему.

Главным впечатлением поэта осталось восхищение великолепием наблюдаемой картины мира. С «замираньем и смятеньем» он меряет глубину небосклона взглядом.
Теперь о формальной стороне стихотворения. Каждое четверостишие делится на два двустишия. На первую строку в каждом двустишии делается логическое ударение, а вторая менее акцентирована. Большая часть строк построены по схеме классического четырёхстопного ямба с двудольным размером, причём в конце акцентированных строк добавляется дополнительный, девятый слог. Четырёхстопный и двудольный он потому, что строка имеет четыре одинаковых последовательности из двух ударных и безударных слогов:
         На сто – ге се – на но – чью ю(жной)
         Лицом – ко тве – рди я – лежал.
Размер ямб означает, что в каждой из этих последовательностей ударение приходится на второй слог:
         И хОр – светИл – живОй – и дрУ(жный)
         КругОм – раскИ – нувшИсь – дрожАл.
Размер нарушен лишь в первой строке третьего трёхстишия. Таким образом автор сделал своеобразный переход от описания ночи к своим собственным переживаниям, заострив на этом переходе внимание слушателя.
Анализ стиха 2
Мир пейзажной лирики А. А. Фета – это удивительное сочетание пейзажных зарисовок и личных переживаний лирического героя.
В стихотворении «На стоге сена ночью южной» автор подчеркивает мысль о том, что без слияния природы с человеком он не может существовать. Взаимоотношения окружающего мира и героя начинаются с обычного прикосновения друг с другом. Любование поэтом красот родного края происходит в одиночестве. На фоне ночной завесы писатель погружается в безграничное мерцающее пространство, поддерживая еле ощутимую грань между реальным и таинственным мирами. Среди ночной мглы со стога сухой травы автор наслаждается видом небес, усыпанных бесконечным потоком звездной сыпи. Лирический герой делится с читателем мыслями о смысле бытия, которые не дают ему покоя. Он остается один на один с природой, чувствует себя частицей темной бесконечной бездны.
А. А. Фет наделяет природу признаками, характерными для человека, используя для этого олицетворения: «хор дрожал», «земля уносилась». Любовь и понимание законов природы привели к тому, что лирический герой достиг абсолютной душевной гармонии, раскрыл свой внутренний мир, будто увидел что-то новое в привычном, но загадочном своде звезд ночного неба.
Сравнения «хор светил», «земля как сон», «как первый житель рая» также придают развитие тексту, оживляя образы, которые становятся вспомогательными в определении темы и основной мысли стихотворения. Состояние героя близко многим, так как каждому человеку доступен и стог сена, и ночное время суток. Тем более, если человек не равнодушен к природе, к любым ее проявлениям, наверняка может испытать подобное эмоциональное состояние и глубину размышлений. Эпитеты «земля немая», «смутный сон» позволяют говорить о том, что поэт не ощущает в этот момент реальности, только пространство вверху, наполненное иным смыслом, имеющим высокое значение.
Стихотворение настраивает на оптимистичный лад. Чувствуется жизнелюбие и неравнодушие его ко всему живому вокруг. Авторская позиция понятна. Через обращение к явлениям природы, то есть при обыкновенном приближении к небу, уединении с природой человек способен вступить в диалог с окружающим миром, погружаясь в философию жизни, раскрывая свои сокровенные мысли о вечном. В подобные моменты приходит понимание того, что за привычными вещами скрывается тайна, которая связана с такими понятиями, как вечность и мимолетность, жизнь и смерть. Ничто не вечно, но каждый такой миг бесценен.
Поэт растворяется в безмолвии, в кромешной мгле, которая не имеет границ. Он признается, что настолько велико влияние глубины небес, что он испытывает настоящую радость о соприкосновении с этой гранью, и колебания («И с замираньем и смятеньем»). При этом осознает, что это неизбежно, в душе будто благодаря Бога за момент просветления.
На первый план во время прочтения стихотворения выходит восхищение роскошным пейзажем, доступны каждому читателю, но способному по-разному воспринять новизну переживаний в ночной период времени на лоне природы.
Анализ стихотворения На стоге сена ночью южной по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru