Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.
Стихотворение было написано в 1916 году. Третий год шла войн, время, вообще, было неспокойное, в воздухе витал дух революции. Вероятно, по этому Москва, которую посетил тогда Мандельштам, вызвала у него не исторические ассоциации, наполненные внутренней тревогой.
В Москве поэт встретился с Мариной Цветаевой. Ее имя вызвало у него воспоминания о Марине Мнишек, следовательно, наступлении смутного времени, тем более что наступление новой Смуты чувствовали тогда многие, в том числе, вероятно, и он.
Название «На розвальнях, уложенных соломой…» показывает незавидное положение, в котором очутился Григорий Отрепьев, с которым ассоциировал себя сам автор. В них автор изобразил самозванца, которого связанного и без шапки везут на казнь. Не названная по имени спутница героя, едущая с ним на крестьянских санях – это Марина Мнишек, в роли которой он изобразил Цветаеву. Выбор именно розвальней, скорее всего, подсказан известной картиной Сурикова, изображающей высылку из Москвы боярыни Морозовой. На данном полотне фигурируют именно они (также как снег и черные птицы), хотя сюжет и относится к более поздней эпохе российской истории. Это не имело существенного значения для Мандельштама, писавшего не об истории или реальной Москве, но выражавшего чувства, нахлынувшие на него при встрече с древней столицей и Цветаевой.
Мандельштам чувствует опасность и агрессию, исходящую от простого народа. Злые бабы и худые мужики пока просто стоят, но и поэт и читатели, знакомые с русской историей, чувствуют, что все кончится кровью.
Мандельштам, погрузившись в московскую атмосферу, обратился и к символам древней столицы. Три свечи, горящие в часовне, это древний образ Москвы, как Третьего Рима. Однако и здесь старинная концепция, вероятно, слилась у поэта с тремя встречами с Цветаевой, так как в истории о Лжедмитрии подобного сюжета нет.
Подожженная солома в последних строках произведения может означать рыжие волосы самозванца, которого, действительно, сожгли и прах, смешав с порохом, выстрелили из пушки.
Пассивного героя стихотворения показывает, что в глубине души Мандельштам не видел сил или возможности защититься от неизбежных эксцессов революционного времени, заранее чувствуя себя жертвой.
Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой по плану