Анализ стихотворения На бледно-голубой эмали Мандельштама

Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.
Поэт часто обращался к теме вечности и был убежден, что ничего в мире не происходит случайно. Исходя из этого, он видел связи между совершенно различными предметами и явлениями тому, что обычному человеку представляются совершенно не относящимися друг к другу.

Само название «На бледно-голубой эмали…» сразу заставляет вспомнить о посуде – творении человеческих рук. Однако далее Мандельштам переходит к деталям апрельской природы. 
Стихотворение, написанное в 1909 году, посвящено пробуждающейся весной природе. Внимание поэта сконцентрировано на березах. Вероятно, сочетание черного и белого в окраске ствола этих деревьев, повлияло на эстетическое чувство автора. Два противоположных цвета – символы Света и Тьмы, для него ассоциировались с мирозданием, его основами. Это же впечатление усиливает следующая картина. Поэт вводит в, казалось бы, статичный образ движение. Березовые ветви поднимаются, а темнота, которую несет вечер. Сгущение и поляризация цветов делает картину более отчетливой и позволяет Мандельштаму увидеть прекрасный узор, который он сравнивает с творениями лучших мастеров.

Однако смысл стихотворения не только в том, чтобы пригласить читателя полюбоваться весенней природой сквозь призму, через которую смотрит на нее поэт. Темное ассоциируется у него со смертью. В черно-белой картине, созданной березами и надвигающимся мраком, автор видит вечную борьбу Добра со Злом, Жизни с Небытием.
Однако в этом произведении чувствуется пессимизм, присущий поэту. Он, конечно, верит в силу красоты и творчества. Причудливый узор, изображенный в данном произведении, также противостоит угасанию, но создатель этого образ тут же признается в том, что победа над Небытием возможна только на короткий миг. Красота не может одолеть силы распада, она лишь дает сладкое забвение реальности, которая постоянно напоминает о себе. Поэт подчеркивает, что узор мелкий, хотя четкий и красивый. Вероятно, сама жизнь виделась тоненькой паутиной, которую очень легко разорвать, а вся картина ассоциируется с фарфоровой тарелкой – также очень хрупким предметом. Твердь, на которой расположены узоры, тоже показана стеклянной, символизируя то, что привычный мир может в мгновение быть  разрушен.
Анализ стихотворения На бледно-голубой эмали по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru