Метель – одно из стихотворений заключительного периода творчества Есенина. Мотивы гибели и бренности практически всегда и довольно часто проявлялись в его творчестве, как собственно и полагается творчеству поэту, которому суждено размышлять над бренностью человеческого бытия. Тем не менее, на заключительном этапе творчества все чаще Есенин дает более-менее прямые намеки на собственные похороны и надвигающуюся гибель.
Вполне возможно поэт также рассматривал переход на какой-то новый иной этап, но, так или иначе, он явно расставался с чем-то прежним, для того чтобы увидеть нечто новое. К этому располагал и этап творчества и ситуация в той действительности, которую поэт наблюдал в 1924 году.
Метель – образ, который определяет положение в мире, положение в душе поэта. Во многом этот образ обуславливается неприятием внешних перемен, которые во многом заключаются в завершающих строчках про пять страниц из капитала, которые автор не смог прочитать, хотя думал не мало. Также и в начале мы видим этот мотив «с собой я не полажу» — речь идет о поиске удобства в этом мире, возможности предоставить «себе любимому» оптимальные условия для существования.
Эти два края стихотворения, как бы обрисовывают всю ситуацию. Поладить с собой для Есенина означает убрать от себя дух мятежности, подлинной свободы и честности. Он говорит об этом, когда рисует образ предрассветных петухов, которые могут будить страну.
Теперь он другой, но понимает собственную суть, которая всегда не будет в ладу с собой и с существующим порядком, если он лжив и фальшив, если он дает мнимый комфорт в обмен на подлинный рассвет и истину. Он понимает, его первого «повесить нужно» и повесят его, по сути, люди из простого народа, подобные тому могильщику, который остаканив себя сивухой начнет причитать о том как этот поэт такой умный и не смог почитать Капитал, чтобы жить спокойно, да не тужить. Назвать эти стихи провокационными – никак не назвать, в 1924 году Есенина начали довольно откровенно критиковать как безыдейного поэта, вредного для идей социализма и даже проводника буржуазных ценностей.
Поэт видел эту надвигающуюся метель, но в ответ не стали искать возможных укрытий или чего-то подобного. Он продолжал «песней хриплой и недужной» мешать спать родной стране. Ведь не мог иначе, не мог не волноваться сердцем и стихом об этом мире.
Анализ 2
Смена эпох, смена политической власти и идеологии для творческого человека, для поэта, безусловно, видится в канве общего понимания мира. Такой человек не обуславливается конкретикой, он просто видит как дни прядут свою былую пряжу, он видит целостный процесс.
Стихотворение Метель довольно явно говорит о восприятии Есениным современности, оно написано в 1924 году и во многом является пророческим, хотя требуется ли быть пророком для того чтобы понять свою судьбу такому человеку как Есенин в такой стране как Советский Союз 20-х годов. Так пророчествовали и Гумилев и много других современников и практически всегда эти предсказания сбывались. Как бы не хотелось читать Метель в отрыве от биографии поэта, как чистое искусство, такое практически не представляется возможным, ведь поэт осмысляет через эти строки себя и свое положение в мире.
Тем не менее, мы можем, уподобившись творческим достойным людям, не обуславливаться конкретикой. На мой взгляд, основной мотив в Метели – противодействие различных сил, резистентность свободного духа по отношению к внешним воздействиям, дейструктивным началам. Об этом в самом начале заявляет и поэт: «живой души не перестроить ввек».
Если говорить в рамках конкретной ситуации, то тут речь о замещении духовности, о подчинении коммунизму, но в глобальном смысле, речь просто о живой душе, которая не способна меняться и становиться не живой под воздействием обстоятельств любой эпохи. При этом такая живая душа не является покорной даже самой себе «никогда с собой я не полажу». Конечно, неугодны такие люди и обществу и Есенин ясно осознает простую схему: когда мешаешь «спать», своей стране, тебя просто вешают.
В стихотворении много типичных образов, которые часто использовал Сергей Александрович в своих лучших творениях, тут мы видим в частности клен в эволюционировавшей форме, который не только опавший, но и ставший позорным столбом. Много образов похорон и снова пророчества про самого себя. Хотя Есенин не обладал пренебрежением к простому народу и не выделял себя в интеллигенцию, заключительная строка о могильщике и пяти страницах из Капитала выглядит невероятно точно и иронично.
Анализ стихотворения Метель по плану