Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум)

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей такой серьезной и философской темы. Среди дебютных работ поэта именно это резко отличается от остальной тематики, показывая всю глубину мысли и авторской задумки.

Из названия стиха сразу идет отсылка к одноименному произведению Тютчева, являвшегося одним из вдохновителей Мандельштама. В стихотворении Тютчев высказывается о важности именно молчаливого наблюдения за внешней природой и внутренними порывами души человека.
Мандельштам подает тему мягче и загадочнее. В названии стихотворения не содержится громкого призыва, отсутствует восклицательный знак. Сама подача стихотворения мелодичная, цикличная и легкая. Произведение начинается с моря, им же и заканчивается. До сих пор не утихают споры, кто же таинственная «она», о которой так восторженно отзывается поэт.
Многие видят в ней любовь, исходя из упоминания греческой богини Афродиты. Кто-то предполагает, что это может быть мысль. Прекрасная и всеобъемлющая в голове, и теряющая свою многогранность при попытке облечь ее в слова.

Однако ответом на этот вопрос является более глобальное и независящее от человека понятие. Это гармония. Тонкая связующая нить между всеми явлениями мира. Она одновременно все и ничто. И человек своими действиями может нарушить ее хрупкое равновесие. В этом произведение Мандельштама опирается на стихотворение Тютчева о безмолвном любовании природой, не нарушающем ее первозданности.
Автор призывает каждого найти в себе данную от рождения чистоту, дарующую возможность видеть и наслаждаться гармонией мира. При этом он просит природу быть более снисходительной к человеку. Желание оставить Афродиту простой пеной обусловлено наивысшей степенью ее идеальности, такой которую обычному человеку вынести не под силу. Сама богиня в творении поэта олицетворяет не просто любовь, а достижение прекрасной гармоничности между силами природы и духовностью.
Впоследствии Мандельштам неоднократно использовал в своем творчестве древнегреческую и римскую тематики, в частности образ Афродиты. По словам поэта, мифы древних народов являлись для него неисчерпаемым источников вдохновения, как и созданные на их основе произведения искусства.

Оцените статью
Smart-pixel.ru