В своём стихотворении «Любовь — одна» Гиппиус, как поэт символист затрагивает важный аспект жизни и пытается задуматься над тем, что же значит это чувство и как оно себя проявляет с позиции ценности. Автор пытается доказать своему читателю насколько важно всегда держать это чувство в своём сердце и никогда не омрачать его изменами. Истинная любовь способна вдохновить человека на победу, придать силы и заставить поверить в себя.
С позиции автора любовь должна исключить из себя такие мелкие проявления, как влечение и влюбленность, страсть и похоть. Любовь — это совокупность душевной гармонии, соединение духовной составляющей с физической, временного пристанища с вечным, небесного покоя с земным. Неподдельная любовь не знает понятие измены. В её понимании существует только преданная верность.
Любовь поэтесса сравнивает с волной, из которой состоит целое морское пространство. Человеку испытывающему настоящую любовь ничто не способно помешать и сбить с намеченного пути. Каждый из нас становится по-настоящему счастливым испытывая чистую любовь.
Композиционная структура стихотворения состоит из пяти катренов с точной перекрестной рифмой («пеной — изменой», «волна — одна»). В произведении применено множество средств художественной выразительности, среди которых анафора «мы — мы», неоднократное повторение рефрена «любовь — одна» усиливает значимость данного утверждения. Сравнение «волна вскипает пеной», «в сердце тишина».
Любовь должна основываться на своем единообразии, ведь только неизменное может быть вечным. Любовь не требует каких-либо причин для своего проявления, если она есть, то обязательно одна, самая настоящая и подлинная, для которой совершить измену становится противоестественно.
Все поверхностные жизненные погрешности, которые могут пытаться сподвигнуть любовь на грех, можно сравнить с пеной морской волны. Она на время способна смутить прозрачность голубых вод, но не изменить основную суть моря.
Каждое произведение Зинаиды Гиппиус имеет красивый и сильный голос. Содержание являет собой своеобразный крик души, элегическое размышление о жизни и любви.
Вариант 2
В этом стихотворении Зинаида Гиппиус затрагивает фундаментальные темы человеческого существования: любовь, вечность, душа, бесконечность, жизнь, смерть. Генеральной линией через все стихотворение простирается тема любви, которая концентрируется на утверждении любовь — одна, которое преподносится в разнообразных смысловых оттенках. При этом на самом деле каждый этот оттенок все равно является только частью чего-то цельного, Гиппиус как бы предлагает нам посмотреть на различные грани алмаза любви, которые держит и рассматривает на свету.
В первых двух строках мысль концентрируется на отсутствии измены как таковой и, если поразмыслить, становится понятным, о чем хочет сказать поэтесса, тем более, если посмотреть на контекст. Такие слова как душа, например, образ вскипающего пеной моря и светской суеты они создают нужный контраст и привлекают читателя в соответствующую сторону.
Гиппиус говорит о любви как чем-то вечном таком же как душа. Поэтому собственно любовь является универсальным, если возможно так выразиться, чувством, которое не делает различий. Если оно существует в душе, то и измена становится невозможной.
Все внешние склоки подобны морской пены, но они не отражают суть самого моря, они представляют собой только колебания на поверхности воды, которые вдруг становятся чем-то заметным, но в действительности представляют собой только «пшик», никчемность. Они не идут ни в какое сравнение с подлинным чувством, поэтому Гиппиус и говорит «Измены нет: любовь — Одна». В следующей строчки поэтесса вторит себе, но указывает на немного другой аспект «Душа одна — любовь одна».
Дальше поэтесса развивает тему и следующие две строфа посвящает пониманию любви через жизненный опыт. Гиппиус говорит об обыденности человеческого существования, хотя также и указывает на бесконечность, которая может быть только в неизменном. К завершению своего существования «дальше путь, и ближе вечность» человек, как правило, начинает яснее осознавать целостность любви, неизменной и вечной.
Финальная строфа как бы подводит итог всему рассуждению и также подводит итог всему человеческому существованию. В заключительной строчке мы видим мотив гибели, окончания: «любовь одна, как смерть одна». При этом также эти великие феномены мира приравниваются друг к другу, ведь смерть является великим уравнителем и мерилом, вечной и неизменной также как душа, также как любовь.
Анализ стихотворения Любовь одна по плану