Анализ стихотворения Летний вечер тих и ясен Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы.
Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» принадлежит к природной лирике. Лирический герой обращает свой взгляд на окружающий его живой мир и призывает своего близкого человека, собеседника, а может, и читателя так же, как и он, прочувствовать всю прелесть предметов в данный момент.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб – добавляет изображаемым вещам правдивости и ясности. Четкий ритм, чистые рифмы, перекрестная рифмовка – все это заставляет верить главному герою, мы чувствуем, что нас не обманывают, и все, что описывается, все так и было в реальности.
Как и в других стихотворениях А.А. Фета, природа в данном произведении оживает. Этого автор достигает, пользуясь олицетворениями. Вот и «ивы дремлют», словно младенец заснул на ходу, и «ветр ползет», будто притаившаяся кошка.
Эпитеты «тих и ясен» передают состояние, говорят о покое, светлости, легкости, эпитет же «бледно-красен» отображает цвет, говорящий о приближении заката.

Метафоры «ползет лесною высью» и «несется рысью» раскрывают уже другие стороны описываемого – качество, обстоятельства и действия.
Риторический вопрос во втором четверостишии еще раз убеждает в правдивости рисуемого пейзажа, он не требует ответа, как раз потому что всё так и есть.
Все приятно в этот вечер, лирический герой внутренне спокоен, он находит в природе отображение своего душевного состояния. Всё живо в нем, всё дышит, всё находится в порядке.
Картина описываемого доказывает нелинейность окружающего мира, пока что-то покоится, другое быстро перемещается, одно не издает ни звука, второе шепчет, бурлит, подвывает. Это передается антонимичными глаголами («ползет» — «несется»), разными по статике действиями («дремлют» — не привлекают внимания, «блестят» — останавливают взгляд»).
Общая картина открывает перед глазами читателей вид летнего вечера где-то на краю поля или долины, недалеко от леса. Природа очаровывает своей красотой и плавностью. Мало, кто останется равнодушным к нежностям самой матушки Земли.
Стихотворение было написано в 1847 году в самый разгар творчества поэта. К данному моменту А.А Фет уже не раз обращался к теме природы. Утонченный лирик во всем видимом им ценил красоту, так данная черта не обошла стороной и предложенное произведение.
Читая строчки представленного творения, начинаешь видеть все описанное в своем воображении. А.А. Фет ярко, кратко и четко в очередной раз сумел передать настоящее и живое состояние окружающего мира. Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» по праву можно считать одним из лучших лирических произведений о природе 19 века.
Образец 2
Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.
Когда Фет заявляет первой строкой Летний вечер тих и ясен он действительно охватывает весь летний вечер собственным художественным взором. В действительности не так легко описать весь вечер как таковой. Поэт в этом смысле будто пьет природу и пейзаж, будто становится частью этого и подобно тому как «ветр ползет лесною высью» тоже проносится над всеми этими пространствами, наблюдая за ясностью вечера.
Произведение отличается довольно масштабными изображениями, которые охватывают существенные части художественного полотна. К примеру, мы видим такое просторное изображение как «бледно-красный» запад неба, то есть наблюдаем закат. Под этим блестят извивы реки, которые будто прорисовываются в нашем сознании.
Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.
Из всех перечисляемых аспектов и складывается общая картина, которая завершается динамичным образом табуна лошадей, для которых автор выделил довольно существенную часть (две строки) своего стихотворения. Образу табуна соответствует образ ветра, который перемещается в отличие от лошадей не «по долинам», но наоборот над землею и между вершинами. Этот небесный табун изображается как ползущий, хотя мы понимаем подлинный потенциал ветра, который явно не уступает рыси лошадей.
Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.

Интересные темы

Оцените статью
Smart-pixel.ru