Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору, который тоже несвободен и задумывается о своей дальнейшей судьбе.
Герой сравнивает тучки, плывущие по небу, с собой, называя «изгнанниками», которые мчатся с его родины («милого севера») на юг.

Вторая строфа наполнена риторическими вопросами, которые, на первый взгляд касаются туч, но на самом деле касаются судьбы самого лирического героя. Он размышляет о том, из-за чего же тучи, и он сам, стали изгнанниками. Эти думы проникнуты настроением тоски, грусти, сомнений. И итог размышлений не радостен, строфа оканчивается так:
Или друзей клевета ядовитая?
Последняя строчка заканчивается ярким отрицательным эпитетом, при этом автор намерено использует прием инверсии, и сочетание «клевета ядовитая» попадает под логическое ударение. Таким образом, автор выделяет наиболее вероятную причину скитания, изгнания лирического героя. И это навевает на него тоску, ему тяжело смириться и принять происходящее.

В третей строфе поэт все же показывает различие между тучами и своим лирическим героем. Тучкам «чужды страдания», они «вечно холодные», у них нет родины, в отличии от героя и его самого. И именно поэтому строфа начинается с противопоставления. Поэт любит родину, и потому тяжело переживает расставание с ней. Ему тяжело находиться в одиночестве.
Наиболее яркими поэтическими средствами, используемыми в стихотворении, стали: эпитеты («нивы бесплодные»), сравнения, инверсии, риторические вопросы, олицетворение.
Вариант 2
Стихотворение «Тучи» Лермонтов написал перед отъездом на Кавказ в 1840 году. Эта была его вторая ссылка. Перед этим Лермонтов провел последний вечер с друзьями. По их воспоминаниям, поэт был тронут тем, что они решили оказать ему такое внимание. В тот день он рассматривал мрачное небо, которое заполонили тучи. Это вдохновило поэта написать стихотворение «Тучи», в котором он передал тему изгнания.
В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.
Основная тема стихотворения ― изгнание. Поэт часто использовал ее в своем творчестве. Лирический герой обращается к «небесным странникам», называя себя «изгнанником». Это указывает на реальную ссылку Лермонтова на Кавказ. Не смотря на то, что герой сравнивает тучи с собой, все же они вольны выбирать свой путь. «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?» ― спрашивает он и сам же отвечает. ― «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». Это указывает на то, что у них право выбора есть, чего лишили лирического героя. Таким образом, в идеи стихотворения об изгнании может скрываться тема свободы, которой жаждет лирический герой. Лишь свободный человек может выбирать свою судьбу. В то же время звучит тема одиночества. В изгнании он вынужден быть один, без родины, без возможности быть с теми, кто ему дорог.
Настроение в стихотворении изменчивое. В первых двух четверостишиях герой сочувствует тучам, которые вынуждены куда-то мчаться, как и он сам. В третьем герой осознает, что в отличие от него им неизвестны страсти и страдания, что не скажешь о нем. Он страдает, не хочет покидать родину. Тучам же все равно: «вечно холодные, вечно свободные». Возможно, автор хотел тем самым показать, что герой, как и они, не хотел бы ничего чувствовать, но в тоже время не может. Поэтому это вызывает у него еще больше боли и тоски.
Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).
Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).
Стихотворение оставляет глубокое впечатление. Оно наполнено грустью, чувством безысходности и одиночества. Также предчувствием судьбоносного и неизбежного поворота в будущем.
Анализ стихотворения Тучи для 6 класса
Начало XIX столетия называют золотым веком русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет и другие поэты, и писатели до сих пор остаются непревзойденными по литературному наследию. Их произведения вдохновляли и развивали русскую и зарубежную литературу. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано грустью и печалью, наверное, это связано с его биографией. Автор выражает чувства и переживания «о тоске одинокого сердца» через стихи и прозу.
Стихотворение «Туча» как раз относится к подведению итогов жизненного пути. Поэт размышляет о  судьбе, об одиночестве, о недоверии к друзьям, и к самому себе, о любви к Родине. Лермонтов сравнивается с несущейся тучей в чужом краю не по своей воле. У поэта возникает противоречие: у неё нет Родины и она подвластна  природным явлениям в отличие от Лермонтова и его вымышленного объекта.  Лермонтов дрался на дуэли с французом, за это его сослали на Кавказ.
Перед отъездом в доме Карамзиных поэт собрал всех своих друзей, чтобы попрощаться. Стоя у окна, Лермонтов смотрел в него и размышлял о своей участи. Перед его глазами проплывала туча над рекой Невой и Летним садом. Под впечатлением, поэт пишет стихотворения. Друзья просят Лермонтова прочесть его, после прочтения он загрустил, его глаза наполнились слезами. «Вечные странники» так называет он тучи, то есть бродячее и одинокие.
В следующем четверостишие Лермонтов задаёт вопрос, и вспоминает о своих друзьях, злобе и клевете. Поэт сравнивает тучи с живыми существами и проводит аналогию. Хотя вполне понятно, что природа и люди — это разные вещи. Поэт потерял доверие друзей и знакомых, он перестал надеяться на самого себя.
Стихотворение состоит из трех частей, навевает грусть и тоску. Ритм стиха медленный. В первом четверостишии Лермонтов сравнивает себя с тучей, находит общий черты и различия.
Второе в основном состоит из философских вопросов, ответы на которые, скрытые, в его душе и далее в третьем заключительном стихе, поэт протестуют против сравнения с тучей, у неё нет Родины, поэтому  всё равно куда плыть, у Лермонтова она есть. В стихотворении четко прослеживаются две темы: свобода и одиночество.
Поэт показывает свою любовь к Родине глубокое переживание по поводу изгнания. Душа пиита страдает и плачет от разлуки с ней. При всей простоте стихотворение по свои художественные ценности, емкое и глубокое!
6 класс
Анализ 4
Произведение Лермонтова Тучи можно отнести к позднему периоду поэта. Когда Поэт находился в ссылке на Кавказе, он прибывал в конфликте с теми, кто его окружал, но также и с самим собой, тогда-то и было написано это стихотворение. Испытал поэт также неоднозначные эмоции гнева и разочарования, понимание что сам человек не в силах распоряжаться собственной жизнью и делать так как ему угодно. Находясь на Кавказе поэт не чувствовал себя в полной безопасности, ему казалось он чужестранец, изгой, который должен отказаться от собственных убеждений и подчиняться чужой воле.
Лермонтов находился в отчаянии он очень переживал из-за разлуки с близкими ему людьми. Будучи в ссылке на Кавказе наблюдая за тучами он считал что он так ж как и они должен бежать куда то против своей воли. Лермонтов полагал что это вечные путники которые всё время блуждают, не находя покоя. Тучи и себя он считал изгоями. Также в стихотворении Лермонтов напоминают людям о пороках, но применяет их к тучам. Рассуждает что заставляет тучи бежать с одного места в другое. Слова тайная зависть, ядовитая клевета это эпитеты человеческих пороков. Поэт считал что именно пороки эти и стали основной причиной его ссылки.
Также здесь видно что настроение самого героя изменилась. Он и тучи теперь другое говоря о том что им совершенно безразличны человеческие страдания, в то время как страдает он сам. Ощущал себя одиноким ссылке. На Кавказе он чужой. Тоска по Родине будет в сердце у поэта.
Можно наблюдать в этом стихотворении некий подтекст, что люди и природа — это разные механизмы. Что люди и природы никогда не станут единым целым что люди смогут только наблюдать за ее превращениями. Именно по этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимание и любви. Стихотворение тучи выразительно и эмоционально. Лермонтов желал донести до людей что в природе нету порока, что тучи сами по себе мирно бегут по небу, а у человека наоборот очень много пороков, именно по этой причине люди не будут такие возвышенные как тучи. Человек не живет в гармонии с природой, поэтому никогда отказаться от страстей и желаний. Поэт выразил В этом стихотворении всё что хотел бы сказать людям.
Анализ стихотворения Тучи по плану

По анализу Тучи

Оцените статью
Smart-pixel.ru