Дата написания – 1884 год. Жанр – элегия, тематика – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. Произведение составлено из четырёх строф по пять строчек каждая. Через эти строки автор передаёт читателю свой пессимистический настрой в связи с наступлением осени.
В свойственной для Фета манере стихотворение разделено на две части: в первой описывается ситуация, в которой происходит действие, во второй же внимание переключается на героя произведения, его эмоции и размышления, вызванные наблюдением за окружающим миром.
Словно художник, мазками кисти рисующий на холсте, Фет передаёт картину вступающей в свои права осени: улетающие на юг косяки журавлей, осыпающиеся с деревьев сухие листья, всё раньше наступающая ночь и всё меньшее количество дневного света.
Далее поэт переходит к описанию собственных переживаний. Он рассказывает нам о тоске, о тяжести на сердце, которую вызывает картина уходящего лета. В отличие от А. С. Пушкина, для которого прощальная краса этой унылой поры – «очей очарованье», Афанасий Афанасьевич не находит в осени ничего очаровательного. Буквально до слёз тяжело автору наблюдать за угасающей вокруг жизнью. Наступление осени воспринимается поэтом как личная утрата: в последней строке появляется перекати-поле, которое всегда считалось символом запустения, чего-то недостающего. Автор мечтает о том, как осень наконец сменится зимой:
«Лучше б снег да вьюгуВстретить грудью рад!»
Если не считать метафорического упоминания перекати-поля, стихотворение написано без использования изобразительных средств языка, простыми словами, и будет понятно любому читателю.
Автор выбрал для своего произведения форму пятистишия, количество строчек в строфах нечётное, из-за чего они могут показаться не очень складными. С первой строкой в каждой строфе рифмуются третья и четвёртая, а со второй – только пятая. Возможно, такой необычный слог выбран, чтобы подчеркнуть смятение, царящее в душе героя. Произведение имеет сложную ритмику, разные строки имеют разный размер, трудно определить единый размер для стихотворения в целом. Можно заметить только то, что по фонетическому рисунку строфы сходны друг с другом первыми и последними строками.
Анализ 2
Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике с включением философских размышлений в стиле элегии, выражающей в качестве основной тематики человеческие чувства, возникающие с наступлением осеннего времени года.
Основной темой стихотворения становится описание картины замирающей природы, вызывающей в душе лирического героя, от лица которого ведется повествование, чувство горечи, утраты.
Композиционная структура стихотворения представляется собой зеркальное построение с использованием синтаксической симметрии в виде пятистиший. Необычность строения строфы в виде пяти строк позволяет поэту создать ощущение бесконечно тянущегося повествования, символизируя долгие осенние вечера. При этом в первой и второй строфах произведения присутствует ровная интонация, характеризующаяся отсутствием восклицательных предложений и резких синтаксических переносов. Вторая часть стихотворения иллюстрируется синтаксическим переносом, появлением пауз внутри строчек, увеличением количества логических ударений, а также замедлением ритмического темпа.
Структурно стихотворения представляет две части, первая из которых в соответствии с сюжетной линией описывает природу, явления, происходящие в осенний вечер, а вторая является рассказом лирического героя о собственных личных эмоциях и переживаниях.
В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный хорей в сочетании с чередующимися мужскими и женскими рифмами, а также двусложной стопой с ударением на первом слоге.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении «Ласточки пропали» присутствует традиционный для творчества поэта прием в форме смыслового параллелизма, формы ассоциативных связи образов, в том числе в виде зрительного образа, а также многочисленные звукописные приемы, включающие ассонансы и аллитерации, создаваемые посредством неоднократных повторений одинаковых слогов, особенно в первых трех строфах, помогающих созданию образов грачей. Кроме того, в повествовательном содержании произведения поэтом используются олицетворения и чуть заметная антитеза, позволяющие выразить эмоциональную атмосферу пустой, бесприютной, тоскливой осени.
Отличительной особенностью стихотворения является фонетическое сочетание звуков, а также многократное применение поэтом игры согласных букв «с» и «т», которые соединяясь создают звуковое впечатление буквы «ц» (спится, слышится, валится).
Смысловая нагрузка стихов передает пессимистичное авторское настроение, чувствующее приближение старческой поры увядания.
Анализ стихотворения Ласточки пропали… по плану