Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях, стремясь хоть немного улучшить отношение господ и господских детей к крестьянам.
Стихотворение «Крестьянские дети» было опубликовано в 1861 году. В нём поэт повествует о сценах из жизни детей простого люда, которые ему довелось увидеть. Николай Алексеевич сам провёл детство в деревне, и часто возвращался туда во взрослом возрасте. Он был заядлым охотником и много бродил по лесам да болотам с ружьём и своим верным псом.

В произведение автор рассказывает о том, как однажды, устав после охоты заснул в сарае. Проснувшись же, обнаружил, что за ним через щель сарая наблюдает толпа ребятишек, подобно стайке воробьёв. Ребятня обсуждала облик барина, его вещи, восхищалась дорогими часами и ружьём. Кто-то посмеивается, считая, что не барское дело бегать по лесам, и Некрасову стоило бы лежать на печи да есть калачи. Кто-то считает что «у бар бороды не бывает». У многих знатных людей того времени такие обсуждения вызвали бы гнев, однако, автор лишь умиляется и даёт своему псу несколько команд, выполнение которых ещё больше забавляет ребят.

Затем автор переходит к размышлениям о жизни крестьянских детей, о том, как хорошо и привольно им живётся без запретов и чрезмерного воспитания, но также и о том, сколько работы им приходится выполнять в столь юном возрасте. Вспоминает о мальчике, которого встретил однажды зимой. Мальчишке миновал только шестой год, однако, он уже управлял возом с лошадью, помогая своему отцу отвозить домой дрова из лесу. В разговоре с маленьким тружеником автор выясняет, что семья большая, но мужчин в ней только двое – отец мальчика и сам мальчик, поэтому помочь отцу больше некому.
Автор призывает богатых дворян лучше относиться к крестьянам и их детям, на чьи плечи с ранних лет ложится тяжёлая ноша. Крестьянских же детей призывает радоваться своему вольному детству, широким просторам, своим умениям и возможностям. Автор завидует им и всей поэтичности их жизни, призывая навсегда сохранить в своём сердце обаянье поэзии детства, любовь к родному полю, к труду.
В наш век уже нет крепостных крестьян, однако, и сейчас на плечи деревенских ребятишек ложится много работы. Но также и сейчас им доступна красота бескрайней русской земли, с её полями и лесами, болотами и ручейками.
Вариант 2
Н.А.Некрасов называют народными поэтом. Все его творчество неразрывно связано с идеей показать жизнь русского человека такой, какая она есть в действительности. Героями его творений являются не только взрослые люди, но и дети. Одним из таких произведений можно назвать поэму «Крестьянские дети».
Затронутая в произведении тема, близка поэту, вырос он в имении, где его друзьями были крестьянские дети, которые и стали главными героями некрасовского творения.
Поэма, состоящая из нескольких частей, раскрывает перед читателями мир деревенского детства, описывая его отдельными эпизодами из воспоминаний автора.
Важной составляющей произведения является вступительная часть, в которой А.Н.Некрасов описывает свое душевное состояние: любимое занятие-охота, природа настраивает на лирический, светлый мотив повествования. Писатель любит детвору, в их окружении он счастлив и свободен в общении.
Не случайно и место встречи поэта со своими героями. Деревенский сарай — маленькое убежище, где нередко собиралась детвора, чтобы поделиться самым сокровенным, рассказать о своей жизни, помечтать.
Девять крестьянских детей, видя в сарае незнакомого человека, удивлены его присутствием, не понимая, почему он выбрал место для отдыха именно это место, ведь мог бы и в барском доме на печи лежать. Но А.Н.Некрасов, любивший свой народ, выбрал именно обычный деревенский сарай. Никакое другое место не могло подтолкнуть его на воспоминания о детстве, проведенное в деревне.
Словно исчезают стены сарая, перенося читателя, в безоблачный мир жизни крестьянских детей. Автор не скрывает своего отношения к простым детям, называя их «счастливым народом».
С трепетом и любовью описывает поэт свои воспоминания о «грибных набегах», ловле змей, общении со сверстниками. Одна картинка сменяется и другой и вот перед читателем предстают события каждодневного тяжелого крестьянского труда. Дети не бояться работы, они помогают старшим. Шестилетний мальчик, несмотря на холод и мороз, везет из леса дрова, ведь кроме него помощника у отца больше нет. Вот она другая сторона жизни детворы.
Писатель понимает, что, не имея сословия, без знаний ребят ждет та же самая не легкая жизнь, как и у родителей.
Интересна композиция поэмы. В основном построена она на рассуждениях самого автора, а всплывающие в памяти картинки лишь доказательства его суждения.
Особую яркость происходящего придает описание природы. Яркие лучи солнца, гроза, сильный мороз словно помогают читателю почувствовать настроение поэта.
Сочетание в произведении сразу нескольких средств выразительности делает его интересным для прочтения и помогает читателю представить происходящее. Метафоры ( «хандра с души поэта соскочила»), сравнения («ноги длинные словно, как жерди»), эпитеты ( «оглушительный лай»), гиперболы («иступят пилу- не наточишь и сутки») помогают раскрыть смысл произведения.
Как и в других произведениях Н.А.Некрасова поэма «Крестьянские дети»- крик души автора. Судьба простого народа тяжела, они не свободны. Лишь счастливое время детства будут напоминать человеку о маленьких радостях жизни.
5 класс. 6 класс
Анализ стихотворения Крестьянские дети по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru