Стихотворение А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» написано в 1843 году и названо по первой строке. От прочтения стиха веет теплом, уютом, спокойствием.
Картина разворачивается в детской, где мальчик дремлет на ковре. Рядом лежит «поющий» кот. Кот – животное, которое любит дом и чувствует обстановку в нем. Если дома всё благополучно, то и кот мягко, спокойно мурлычет, наблюдая за хозяевами. Автор олицетворяет кота, делая его таким же членом семьи. В противовес теплой спокойной обстановке в комнате, за окном «играет буря», «ветер свищет», чувствуются нотки тревоги и ожидания.
Во второй строфе кто-то добрый, близкий для мальчика, скорее всего бабушка, мягким тоном, но повелительно, призывает его собрать игрушки и ложиться спать. Видно, из-за непогоды, мальчик играл весь день дома, к вечеру притомился, что стал дремать. Заботливо зовет его голос, просит подойти к человеку, которого мы не видим, он не может ходить, не может сам подойти к мальчику, либо ложится спать раньше мальчика, давая полную самостоятельность ему лечь спать самому. Об этом мы можем лишь догадываться по строке «Да и спать себе ступай».
В последнем четверостишии сделана вынужденная пауза разрывом одного предложения на две строки. Прозвучал голос, мальчик встает, эти звуки и движения на мгновение нарушают тишину и спокойствие в комнате. Кот улавливает движение, «поводил взглядом», но свою песнь не прекратил, значит, всё так же спокойно. Мурлыканье кота создает душевную атмосферу в доме, доброта и любовь согревают в любую непогоду, а дом становится надежным убежищем. Свистящая буря у ворот не проникает в дом. Снег, который валит, тоже не попадает за окна в дом.
Несмотря на тепло домашней картины, проскальзывает нотка грусти. Быть может от того, что мальчик должен подчиниться воле взрослых, в отличие от стихии природы, которая никому не подчиняется. «Буря играет», природа играет во вселенной снегом, мальчик играет дома с игрушками. Как легко убрать игрушки с пола, и как тяжело убрать «игрушки» природы: она не подвластна человеку. Взрослые находятся в ожидании прекращения стихии. Ничто не нарушает порядок и послушание, заведенные у людей, у природы все наоборот.
Стихотворение написано четырехстопным хореем. Использована перекрестная рифма, мужская и женская формы. Последняя строфа по смыслу повторяет первую, чтобы усилить величие разгулявшейся бури и теплоту домашнего очага. Художественный образ рисуется антитезой, которая содержится в каждой строфе. На звучание стиха указывают такие слова, как «поет», «свищет». Воссоздается ощутимая обстановка, куда попадает читатель.
В своем стихотворении Фет описал самую обыкновенную бытовую картину. Сюжет стиха он мог увидеть в любом обычном движении, и выразить это в красоте своих строк.
Вариант 2
У Фета есть ряд стихотворений, которые представляют собой картину, когда лирический герой наблюдает зимний пейзаж из теплого помещения. Если более поздние такие творения, вероятнее всего, связаны с приобретением поэтом своего имения и работой там, то «Кот поет, глаза прищуря…» относится к ранним стихам. Оно написано в 1942 году и является, пожалуй, самым ранним стихотворением на тему зимнего пейзажа, где субъект речи располагается в пространстве теплого дома.
Стихотворение относится к поэтическому циклу «Снега», который вполне соответствует своему названию и рассматривает по большей части красоту и особенности зимней природы. Особенный акцент делается на базовых свойствах зимы – безжизненность, полный покой и подобное. При этом «Кот поет, глаза прищуря…» выделяется из общего ряда, так как здесь присутствуют элементы уюта и домашнего тепла, ощущения, которое называют в северных странах хюгге.
В пространстве дома, из которого и ведется повествование, разворачивается вполне типичная картина. Ребенка отправляют вечером спать. Помимо этой антитезы взрослый/ребенок основным контрастом в стихотворении также является буря/комфорт.
Как сказано ранее в анализе этого произведения, здесь поэт рассматривает зимнюю бурю из дома. Поэтому поэт делает довольно интересные сравнения и в каком-то смысле даже поэтически обдумывает разницу между бытием и небытием. Например, в доме, где есть жизненность и уют, «поет» кот, но также и за окном поет и буря, которая представляет собой гибельные мотивы, для того чтобы дополнительно подчеркнуть разгул стихии звуковым рядом, поэт использует максимальное количество согласных «р» и «с».
Помимо этого, если рассматривать смысловое различие между бурей и домашним комфортом, то мы видим разницу между хаосом и порядком, соответственно. Стихия за окном и ненастье являются элементами созданного художественного пространства, которые олицетворяют собой хаотические силы как таковые. В свою очередь в доме повсюду порядок, который выражается просто через порядок в комнатах.
Фет умело использует идентичные слова в разных смыслах. Стихия «играет» за окном и читатель понимает суть этой игры, которая является бурей. При этом в доме есть «игрушки», которые подчеркивают безопасность и защищенность, являются элементом комфортного существования, по сути, в доме любая игра подчинена порядку, человек управляет этими игрушками, то есть в каком-то смысле взял стихии под собственный контроль.
Анализ стихотворения Кот поет, глаза прищуря по плану