В данном произведении поэт, с помощью образов, смог передать тягостные и пессимистические настроения.
Для олицетворения смерти автор выбрал образ болота. Трясина ночью, лицезрение которой сопровождает шуршание камышей, однозначно говорит о смерти, однако, вместе с тем не создает ощущения ужаса. Безотчетный страх рождает нечто непонятное или то, что мы знаем в качестве представляющего опасность по своему опыту. Однако картина, нарисованная Бальмонтом не такова. Конечно, в ней присутствуют не очень приятные пресмыкающиеся, как жабы и змеи, но поэт передавал не ужас и отвращение.
Само болото – это образ обманной смерти. Об этом прямо намекает сам автор, говоря об умирающем лике, склонившемся над камышами. Трясина не нападает, как тигр, а сама ждет, когда человек ступит на нее. Поэт упоминает, что трясина затянет. Непонятные огоньки, корящие над камышами, тоже не устрашающий образ. Бальмонт подчеркивает, что природа этих огней неизвестна, а сам этот символ и в его поэзии и в сознании читателей может означать очень многое, восприниматься, как положительный или отрицательный.
Скорее всего, болото в данном случае представляет собой образ будущего, каким его видел поэт в момент упадка духа, или даже жизни вообще. О последнем свидетельствует сочетание образа вечности и неизменности, под которым можно понимать месяц, склонившийся над камышами, и появление и исчезновение огоньков. Небесное светило, как бы равнодушно наблюдает за жизнью на этой земле. Огоньки могут быть не только частью образа болота, как царства смерти, но и человеческих жизней, которые, по сравнению с месяцем на небе, быстро приходят в этот мир и покидают его.
В стихотворении отсутствует действие и лирический герой. Созданная поэтом статичная картина хорошо передает настроение разуверившегося во всем человека. Если больше нет цели, тогда мир видится, как беспорядочное мелькание недолговечных жизней, в которых нет никакого смысла. Об этом говорят огоньки, спрашивая о смысле своего существования, но не получают ни от кого никакого ответа.
Безотрадность нарисованной картины подчеркивает и противопоставление в самом конце стихотворения. Камыши (символ окружающего материального мира) шуршат, но делают это бесшумно. Человек не может понять смысл творящегося вокруг, а лишь играет роль статиста на этой неприятной и непонятной сцене, чтобы быстро уйти в никуда.
Анализ стихотворения Камыши по плану