Анализ стихотворения К другу стихотворцу Пушкина

Произведение является первым опубликованным стихотворением поэта, который создается в период его лицейского обучения, имея в качестве посвящения обращение к Кюхельбекеру.
Основная тематика стихотворения представляет собой размышления о поэте и поэзии, выраженная в дружеском обращении и наставлении, заключающемся в изображении трудностей, с которыми сталкиваются творческие личности, выбрав себе тяжелую судьбу без средств к существованию, что поэт знает не понаслышке.

Повествование в стихотворении осуществляется от лица лирического героя, демонстрирующего необычность поэтической натуры, имеющей мистический характер и способность воздействовать над человеческой судьбой.
Композиционная структура стихотворения выстраивается в форме беседы с другом, темой которой становится нелегкая судьба творца и авторские рассуждения, предостерегающие друга.
В образе собеседника поэтом изображается романтизированный пиит, к которому лирический герой имеет благодушное и незлобное отношение, увещевая товарища и давая ему мудрые советы.
Сюжетная линия произведения представляет собой вопрос выбора будущей профессии, при этом символ литературного успеха изображается автором в виде пристанища муз – мифической горы Геликон, являющейся вершиной творческого Олимпа.

В качестве причин своего мнения поэтом указываются два понятия в виде поэтического дара и умения рифмовки, поскольку в окружении имеются графоманы, посвящающие собственную жизнь созданию бесталанных сочинений и считающие их публикации доказательством собственного мастерства.
Второй весомой причиной отказа от поэтического творчества поэт называет нужду, сопровождающую жизнь большинства творческих людей, поскольку даже наличие таланта не может являться гарантией безбедного существования. При этом автор подчеркивает духовное богатство поэтической натуры, которая в большинстве случаев ощущает материальную нищету.
Выбор профессиональной тематики не является случайным для данного произведения, поскольку в период лицейского обучения вопрос о профессии представляется достаточно острым для поэта и его одноклассников.
Своеобразием произведения «К другу стихотворцу» является авторские рассуждения, связанные с собственными сомнениями поэта и опасениями, который сталкивается с мыслями, касающимися своей дальнейшей творческой судьбы, поскольку у в отношении себя самого у поэта остро стоит вопрос о профессиональном самоопределении в виде государственной службы либо военной карьеры.
Отличительной особенностью стихотворения является применение автором торжественного тона, впечатляющего и захватывающего воображение читательской аудитории.
Смысловая нагрузка стихотворения «К другу стихотворцу» заключается в высоких требованиях к поэтическому ремесленнику, решающему посвятить жизнб литературному творчеству.
Вариант 2
В этом стихотворении Пушкин обращается к юному собрату по перу, хотя тот не совсем поэт, а «артист». Смысл в том, что если у тебя нет настоящего дара, то не нужно пополнять ряды графоманов. Тем более, что у поэтов нет достатка и спокойствия в жизни.
Стихотворение – речь поэта, но прерывается она реакцией слушателя, которую комментирует автор. Например: «Кажется, задумался». И даже словами оппонента. «Диалог» получился живым и убедительным. Александр Сергеевич приводит аргументы, которые должны убедить собеседника идти в поэты, только если он без сочинения стихов никак не может. И даже готов пойти на жертвы ради них!
Здесь много отсылок – к произведениям классическим Древней Греции, например. (Без сносок и словаря древностей просто не обойтись!) Боги действуют – смотрят на «поэтов», неодобрительно качают головой, устраивают им испытания… Тут упомянуты и великие поэты, среди которых Державин, и стихоплеты — графоманы. Пушкин приводит в пример творцов, которые закончили жизнь в нищете как предупреждение начинающему поэту, который мечтает о богатстве. Слава ведь не всегда идет под руку с последним. Кроме того, поэты навсегда теряют покой.
Автор использует много торжественной лексики. К примеру: стезя, служитель, довольство, пиит, страшиться… Также – устаревшие формы: чернилы, плесть, сокрыт, сколь, покойно, мраморны, наг, пиит. Как образ через стихотворение проходит волшебная свирель – символ поэзии. Пушкин предлагает оставить её неумелым поэтам.
Пушкин сам пишет в тексте, что это сатирическое стихотворение. Остроумны замечания Пушкина о том, что, к примеру, поэта знают все, а деньги дают только журналы, где он напечатает свои стихи.
Часто он обращается к своему собеседнику, иногда с большим чувством – с восклицательным знаком. Образ поэта-недоучки несколько раз появляется в поэме. В тексте даже есть стихотворная история (легенда) о напившемся священнике. Это сделано в ответ на упрек собеседника, что аргументы Пушкина не соответствуют его образу жизни. Если уж так плохо быть поэтом, то посему сам Пушкин не бросает это занятие?
В финале поэт сам себя останавливает, ведь с его фантазией он мог бы ещё придумать множество примеров. Но как мораль предлагает собеседнику просто сделать выбор. Но тут ещё совет, где Пушкин подводит всей своей речи итог. Это слова показывают, что всё-таки хорошо быть прославленным поэтом, но лучше быть спокойным человеком.
10 класс
Анализ стихотворения К другу стихотворцу по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru