Дебютный сборник Афанасия Фета получил название «Лирический пантеон» и был выпущен в 1840 году, большое содействие выпуску данного сборника оказал Аполлон Григорьев, который был достаточно известным критиком. В то время многие авторы и поэты пытались совместить в своих произведениях творчество и реальность. Фет же уходит в своих произведениях не затрагивает реальность, а описывает мечты, полностью погружается в воспоминания и внутренние переживания, которые присущи любому человеку. Даже природу он описывает с точки зрения своего ощущения и восприятия действительности.
Стихотворение «Из тонких линий идеала…», которое было написано в 1890-ом году, входит в данный сборник. Оно было написано за год до того, как автор ушел в мир иной. Автор рассказывает об интимных моментах жизни обычного человека, который обладает определенной нравственной чистотой и целомудрием, которое можно назвать даже поразительным.
Автор четко и конкретно описывает то, как простая и наивная девушка превращается в мудрую и наученную опытом женщину. В последних словах Фет использует слово «грех», которое в данном контексте приобретает особенную выразительность. Автор показывает другой подход к проблеме, которая возникла между Адамом и Евой, он не говорит о совершенном со стороны библейского повествования, он рассказывает о другом решении проблемы. Его героиня, которая совершила непочтительный грех, не умирает, она попадает в рай.
Данный мотив часто встречается в лирике Фета, похожую мысль он подчеркивает в стихотворении, написанном немного позднее в этом же году.
При этом Фет не до конца открывает завесу тайны, он как бы показывает читателю, что за происходящим кроется неизвестность, он не собирается рассказывать, каждый должен самостоятельно придумать окончание и завершение действия.
Этим же произведением Фет хочет показать, что внутри человеческой души могут творится разные и достаточно непредсказуемые вещи. Так девственную и целомудренную девушку фактически невозможно отличить от мудрой и опытной женщины, которая готова соблазнить молодого человека и воплотить свои самые сокровенные желания. Внешность человека достаточно обманчива, он не может полностью контролировать свои мысли, рано или поздно, его скрытые и обманчивые желания становятся известны окружающим людям.
Фет – гениальный автор, способный подчеркнуть все, что происходит в душе молодой девушки, которая постепенно преобразуется, при этом она сама желает подобных перемен, а в ее голове и душе происходят изменения, она уже не может контролировать собственные желания и мотивы.
Анализ 2
Сборник, получивший название «Лирический пантеон» и ставший дебютным в творчестве Афанасия Фета, был издан в 1840 году. Аполлон Григорьев, достаточно известный в то время литературный критик, всеми силами способствовал изданию данного сборника. Стоит заметить, что автор начинает свою деятельность в достаточно непростые для литературы времена. Неудачное восстание декабристов приводит к так называемой николаевской реакции. Множество прогрессивных умом стараются отыскать выход из данной ситуации, а поэты всеми силами стараются сближать реальность с выдуманной жизнью. Афанасий Фет же наоборот полностью уходит от реального мира, он описывает мимолетные движения души, рассказывает о возвышенных чувствах и красивых пейзажах природы.
Стихотворение «Из тонких линий идеала…» было написано автором в 1890-году. До смерти поэта остается два года. Автор описывает интимные моменты своей личной жизни с особенной чистотой. Он говорит о том, как простая и наивная девушка, превращается в женщину. Только настоящий гений мог с такой точностью передать изменения, происходящие в душе девушки.
При этом в своем произведении автор показывает, что совершенное в данном случае не является грехом, хотя считается таковым согласно библейскому повествованию об Адаме и Еве. Лирическая героиня после произошедшего попадает в рай, и данный сюжетный поворот не нов для лирики Фета. Подобная мысль прослеживается и в произведении «Утром курится поляна…», которое автор написал в 1842 году.
При этом поэт Яков Полонский подчеркивает, что слово «вдруг», употребленное в первых строчках четверостишья, является неуместным. Поэт не понимает, почему он не использует слово вдруг, которое бы точнее передавало происходящее. Но Афанасий Фет дает ему четкий и конкретный ответ в одном из адресованных ему писем. Автор оставляет за собой возможность не открывать ширму происходящего до конца, он заставляет читателя самостоятельно представить происходящее и дать волю своему воображению. Именно такая недосказанность привлекает множество поклонников к творчеству Афанасия Фета, каждый может представить себя вместо лирического героя с достаточной легкостью, а фантазия делает свое дело. Это и отличает стиль великого творца и фактически гения русской поэзии.
Анализ стихотворения Из тонких линий идеала по плану