Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Произведение относится к творчеству поэта в период его увлечения литературным направлением в стиле имажинизма, основой которого являлось создание образа в поэтических сочинениях.
Ключевой идеей стихотворения являются авторские рассуждения на тему своей сложившийся судьбы в виде непростых и трудных моментов.

Структурная композиция «Хулигана» выполнена в форме монолога лирического героя, напоминающего исповедальную молитву, которую произносит непокорный и не смирившийся хулиганистый юноша, изображенный в образе буйного ветра.
Под влиянием имажинизма стихотворение изобилует развернутыми необычными метафорами, смелым образом героя, представленным в виде дерзкого, резкого юноши, а также сочетанием художественных и простонародных слов и выражений с включением в повествовательный текст рваного стихотворного размера по принципу Маяковского в форме пятистопного ямба. При этом поэт использует в строфах мягкую рифму, переворачивающую читательское восприятие рубленого строчного размера.
Своеобразие стихотворения выражается в применении автором художественного приема выразительности в форме аллитерации (буква «р»), усиливающей эмоциональное впечатление отповедальной речи героя, делая ее резче и отчетливее.

Смысловой акцент «Хулигана» подчеркивается сменой повествовательного настроения в содержании стихотворения, чередующего душевность, искреннюю любовь с хвастовством, задорностью, цинизмом, неприкрытой грубостью, хамством, выраженными нелитературными словами и выражениями.
Кульминационная часть произведения представляет собой описание возвышенного, светлого, доброго признания лирического героя в искреннем чувстве к окружающему его миру, к родной земле, навсегда оставшись раненным детскими воспоминаниями.
Окончание произведения оставляется поэтом в виде некоей таинственности, загадочности, представленной многоточием вместо финальной рифмы и использованием желтого оттенка цветовой гаммы, ассоциирующегося в авторском сознании с желтым домом, являвшимся в тот период времени психиатрической больницей.
Стихотворение является одним из самых проникновенных и глубоких есенинских сочинений представляющих читательской аудитории частичку внутреннего мира поэта, выраженного грустной тоской и страданиями израненной души, просматривающейся между поэтических строк.
Вариант 2
Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.
Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.
Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.
Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.
Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.
Анализ стихотворения Хулиган по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru