Анализ стихотворения Гумилева Жираф

Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи — тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль. Герой, одолеваемый первым чувством, пытается развеять второе у своей возлюбленной. Но неукротимо претерпевает неудачу, сам погружаясь в те путешествия, которые когда-то совершал. В стихотворении об этом не сказано, но можно подумать, что героя начинает тяготеть то место, в которое он вернулся, и его непреодолимо будет тянуть обратно в Африку, на Восток и в другие экзотические края.

Аллитерация, используемая очень ярко в начале, становится предвестником того, что героиня не захочет слушать рассказчика, не сможет выбраться из своей тоски. Звонкие и шумящие согласные напоминают дождь, стук капель, и потому вводят в лёгкую меланхолию. Но затем автор и лирический герой пытаются развеять это. Будто в их желании развеять печаль не только у девушки, но и у читателя, провести и его в эти прекрасные истории. Пятистопный амфибрахий растекается, усиливая впечатления миража и сказочности всего происходящего, а сокращение до трёх стоп в последних строчках первой и пятой строфы резко вводит в своеобразный транс.

Центральным образом стихотворения является не столько жираф, сколько его олицетворение собой экзотических стран, о которых так упорно рассказывает лирический герой. При этом применяются эпитеты, подчёркивающие эфемерность, метафоричность жирафа (сравнение его узора на шкуре с луной, что качается в водах озёр; сравнение его бега с птичьим полётом, намекая вновь на его невесомость и иллюзорность). При этом сами образы кажутся очень призрачными, словно в дымке: всё это рассказы, которым возлюбленная лирического героя верить никак не хочет и не может. Это объясняется тем, что она слишком долго просуществовала в тёмном мире, в изоляции от этих тропических чудес, «вдыхая тяжёлый туман». Перед ней предстаёт суровая действительность. Она её видит, и потому верит ей гораздо охотнее.
Стихотворение циклично. Из точки печали оно возвращается в точку ещё более глубокого чувства — настоящей дисфории. То, что было сначала грустью, стало слезами. Но лирический герой не унимается и продолжает рассказывать про жирафа, что бродит у озера Чад. Можно сделать один из выводов, что его занимают его рассказы куда больше, чем девушка. Возможно, именно в этих путешествиях и странствиях он находит тепло и свет. Не зря же в стихотворении подчёркивается, что девушка стала частью той тёмной среды, из которой герой вышел, уехав в далёкие, тропические страны.
С точки зрения истории Николай Степанович Гумилёв создал своего рода сценку диалога (больше, конечно, монолога) между неким героем и его любимой. Стоит отметить, что поэт вложил в образ жирафа не свои реальные впечатления, а представления и ощущения, причём очень яркие и насыщенные, будто основанные на настоящем путешествии. Однако увидит Николай Гумилёв жирафа только через два года, издав сборник «Романтические цветы». В него и входит стихотворение «Жираф».
Вариант 2
Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя «мастером сказки». Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой легкостью возникают перед глазами что невольно становишься зрителем в постановке автора.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Но это лишь поверхность. Середина стиха обличает душевные терзания. Бегство от реальности, поиск райского места на Земле где сердечная боль не найдет человека. Поэт глубоко несчастен. Обессилен в попытках достучаться до той, кого любил с юных лет. Он снова и снова зовет ее с собой, туда, где они могли бы быть счастливы вместе.
Любимая женщина Гумилева — Анна Ахматова, столько раз отвергавшая его чувства, будто смотрит сквозь него в этом произведении. Творец и просто мужчина Гумилев тяжело переживает недопонимания в семейной жизни, что находит отражения почти в каждом сочинении великого автора.
Анализ стихотворения Жираф Гумилева
Супруг Анны Ахматовой, Николай Гумилев, имея дворянское происхождение, великолепное образование и тонко чувствующее сердце был тем, кого и сейчас принято называть «истинной интеллигенцией», и которой, увы, нет уже целое столетие.
Но начало двадцатого века выдалось неспокойным и трагичным, и прежде всего и острее, чем кто бы то ни был, это ощущали именно такие высокодуховные люди.
Все неспокойнее, не свободнее и тяжелее становилось  ранимому поэту находиться на родной земле. Что-то тревожное росло, наливаясь, в грозовом небе Росси, угрожая кровавым и страшным.
Многие видят в «Жирафе» примитивные, якобы желания поэта, побывать еще раз в Африке, но это вздор! Он любил Россию, и уезжал в чужие земли лишь от предчувствия большой беды.
В своей утонченной манере Гумилев полуприкрывает, причиной которой становятся мрачные и пугающие ожидания чудовищного на своей Родине: «особенно грустен твой взгляд…»
И тут же рядом, осознание беспомощности и беззащитности: «руки особенно тонки, колени обняв», — так обычно делают дети…
Далее, почти весь объем стихотворения идут, казалось бы, радостные, красочные и вдохновляющие описания «заморского» жирафа, которые должны были бы заинтересовать и отвлечь таинственного инфантильно-хрупкого и печального собеседника Автора, но! 
Но взволнованный вопрос «ты плачешь?», и следом, как неуверенная и растерянная попытка не заплакать самому, — повторение прерванной слезами «счастливой» истории о жирафе подчеркивает и усиливает драматизм.
Эти стихи совсем не о жирафе…Вернее, образ экзотического для России животного, как аллегория выдуманной и недостижимой земли Гипербореев, «где все хорошо и где душа обретет спокойствие и блаженство» взят Гумилевым как отчаянный крик о будущих слезах, в которых, как он пророчески видел, через десять лет захлебнулась страна.
Нет, это не было бегство «во спасение», в поисках лучшей и безопасной жизни. Это было страшное сознание приближающейся смерти страны.
Анализ стихов Ахматовой
Анализ стихотворения Жираф по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru