Одной из работ Ахматовой написанной в начале XX века является стихотворение «Гость», которое посвящено любовной теме с философским подтекстом.
В стихотворении прослеживается сюжетная линия, в ходе повествования которой на первый план выходит описание глубоких чувств. Развитие сюжета идёт в зимнее время, когда в окно столовой, где в полном одиночестве сидит героиня, бьётся снег. В гости к лирической героине пришёл мужчина, с которым она вступает в диалог. Идёт описание черт его лица и характера отношений между героями.
Композиционная структура состоит из пяти катренов. Рифмовка каждой строфы перекрестная: «столовой — новой», «снег — человек», выполнено в размере анапеста.
Автор для большей образности прибегает к использованию различных художественных средств: многочисленные эпитеты «сухая рука, просветленно — злое лицо».
Обращение выражено в призыве «рассказать…»
Единое начало двух строчек в третьем катрене «расскажи…/расскажи…» (анафора).
Героиня стихотворения встречает тайного воздыхателя. В нужности этих встреч она не уверена и поэтому заявляет: «Напророчишь нам обоим беду». Становится ясно, что преградой является замужество героини (герой замечает кольцо на её пальце). Гость забыв про чувство такта, хочет, чтобы героиня рассказала ему все подробности своей личной жизни. Для мужчины эта встреча переполнена эмоциональной напряженностью. Его внешний облик меняется от просветленного к злому, от напряженного к страстному. Но лирическая героиня держится отстраненно и относится ко всему с явной иронией.
Благодаря литературному направлению — акмеизм, эстетике которого следовала Ахматова, в произведении прослеживается чёткая композиция без всякой примеси намеков.
Произведение «Гость» имеет двусмысленную трактовку. Образ мужчины ещё можно рассматривать как вымышленного автором персонажа, которого поэтесса надумывает себе сама, придаваясь соблазну. Частые отъезды мужа и невнимание с его стороны могли вызвать у Ахматовой противоречивые чувства. Ей хотелось чувствовать свою значимость как женщины, видеть проявление заботы со стороны мужа, но Гумилев проявлял лишь безразличие. Поэтессе приходилось через стихотворения привлекать внимание к себе. Не терпевшая обман она не позволяла вольностей на стороне. В искушенной борьбе выигрывает верность и случайный гость понимает, что ему ничего не надо.
Анализ стихотворения Гость по плану