В данном произведении автор, описывая горы Кавказа, на основании своих впечатлений, высказывает мысли о мироздании и человеке.
Вершины Кавказа представлены им высокими и могучими. Они неподвластны даже времени. Эти горные пики – олицетворение самой природы. Они стоят и, люди могут наблюдать их неизменными на протяжении многих лет и тысячелетий. Подобные громады должны порождать в человеке зависть к своей долговечности и даже страх. Человек не может не испытывать трепет перед тем, кто неподвластен даже течение времени, в отличие от него самого.
Автора восхищает и дикий, первобытный вид гор. Он подчеркивает, что Кавказ выглядит суровым и негостеприимным. Это не ласковые воды теплых морей с тропическими островами, при виде которых тянет расслабиться и забыть о своих тревогах. Они также не походят на дорогие русскому сердцу привольные поля и дремучие зеленые леса, которые рождают мысли о свободе не только у Некрасова. Они суровы и неласковы, как сама природа, которую человек призван покорять.
Горы чужды поэту. Творчество Некрасова было посвящено общественным проблемам, социальной несправедливости, угнетению человека человеком. На протяжении своей жизни он не менял радикальным образом своих убеждений и интересов. В это смысле интересна его реакция на природу, ее объект, который воспринимается как непобедимый и неразрушимый. Автор не чувствует к ней симпатии, она производит на него скорее отталкивающее впечатление. Однако видно его благоговение перед их непоколебимой мощью. Видимо, вид горных вершин заставил автора, посвятившего себя борьбе с социальным злом, остановиться и задуматься о недолговечности целей, которые он ставил перед собой и к достижению которых он призывал читателей. Он обращается к своему воображаемому собеседнику как к наследнику разрушения. По сути, это обращение к самому себе. Поэт ставил своей целью разрушать то, что ему представлялось несправедливым, но здесь он почувствовал, что его жизнь – всего лишь миг перед горами, олицетворяющими для него и вечность.
При этом поэт любуется горами. Наибольшее его восхищение вызывает устремленность горных вершин к небу. Некрасов далеко не первый использовал образ горы как лестницу, ведущую к небу. Подобные метафоры испокон века существовали в абсолютно разных религиозных системах. Однако в этом стихотворении нет религиозного посыла. Небо здесь не олицетворяет обиталище Бога или множества духов. Автор понимает небо не так. Здесь оно является просто чем-то недостижимым и высоким. Оно лишь невольно притягивает взгляд поэта, который лишь стремиться посредством гор передать небесам свои восторг и удивление. В данном случае – это выражение эстетических чувств художественно одаренного человека.
Данное стихотворение не просто яркое описание красот природы. В нем автор выразил свои чувства, возникшие после соприкосновения с тем, что переживет его и его идеалы. Осознание ничтожности этого перед лицом природы и вечности породило у него не подавленность, а восхищение увиденной мощью.
Вариант 2
Это стихотворение было напечатано в 1840, в дебютном сборнике «Мечты и звуки», который Николай Алексеевич Некрасов издал на собственные деньги. Он не получил признания публики и был жестоко раскритикован большинством критиков. Поняв, что сборник вышел провальным, юный стихотворец стал выкупать экземпляры и подвергать уничтожению, однако не смог довести дело до конца ввиду нехватки материальных средств.
Сейчас это издание настоящая библиографическая редкость.
Кавказе, выдавая за собственные мысли и впечатления, является на самом деле не более, чем впечатлениями от стихотворений других писателей, уже ставших известными на момент начала
Это произведение действительно сильно уступает в качестве более поздним творениям Некрасова, и носит, скорее, подражательный характер. То, что поэт рассказывает нам о карьеры Николая Алексеевича. Ведь сам он никогда не был на Кавказе и не видел Эльбрус своими глазами.
Тем не менее нельзя отрицать, что произведение очень красиво, образы и сравнения, предоставленные в нем, помогают нам живо представить гряду массивных, непоколебимых гор, почувствовать их многовековую мощь и силу. Сейчас, имея доступ к огромному количеству информации, почти каждый человек хорошо знает, как выглядят горы, и способен восхититься их величием. Однако во времена Некрасова люди не располагали такими возможностями, но юный поэт несмотря на это смог прочувствовать горы всей душой, испытать восторг и восхищение и передать этот восторг своему читателю.
В своём творение стихотворец использует довольно необычные сравнения: например, горный хребет он сравнивает с перевёрнутою урной. Сравнение же гор с отцом и сыновьями, а также строки об «осколке глыбы вековой», которому наскучил небесный простор, заставляют человека увидеть горы более живо, одушевить их. Вкупе с предыдущими строками, которые наоборот, говорят о том, насколько незначимы для горных исполинов человеческие жизни, выходит довольно противоречивый образ, выбивающий читателя из колеи и создающий двойственное впечатление.
Возможно, таким образом, начинающий поэт хотел передать многогранность и многоликость Эльбруса.
Раннее творчество Некрасова пускай и не так оригинально и выверено, как более позднее, но всё же достойно внимания и восхищения. Ведь и сейчас, спустя сотни лет, оно не кануло в лету, и мы по-прежнему читаем не только самые известные произведения поэта, но и его первые пробы пера.
Анализ стихотворения Горы по плану