Это произведение было создано летом 1891 года, стихотворение написано в особом лирическом тоне, которое приобретается благодаря использованию слова «мы». Так автор моделирует существующее пространство, которое ограничивается ночью и лирическим героем. Они становятся участниками сцены, которая происходит летней ночью, которая достаточно тепла, для того, чтобы развивались происходящие события. Еще одной приметой тепла, становится запах цветущей липы, аромат которой фактически окутывает весь воздух.
Образ, который дал заглавие самому стиху, не только наделяется автором оживлением, но автор дает ему так же право голоса. Лирический герой наслаждается шумом фонтана, который фактически разговаривает с главным героем.
Именно фонтан показывает лирическому герою, что пределы познания ограничены, что у каждого земного бытия могут быть пределы, а потоки воды символизируют человеческие устремления, которые также ограничены. Автор подчеркивает то, что мысли и чувства, направленные под напором собственных стремлений, все равно вливаются в общий замысел, который определен высшей божественной сущностью, все ей подвластно, оно контролирует все, что происходит.
Несмотря на то, что ключевой лирический герой осознает всю трагичность собственного земного бытия, он не придает ей особого негативного оттенка, не подчеркивает драматизм осознания происходящего.
Только на уровне стилевых приемов читатель ощущает, что в настроении героя присутствует грусть. Но при этом повествование остается спокойным и размеренным, он не старается драматизировать происходящее, у него нет сил менять ход событий. Он понимает, что изменить его в принципе невозможно, божественная сущность следит за тем, что происходит в подвластным ему владениях.
Фонтан отлично подчеркивает все происходящее в душе героя, он понимает, что не может вырваться из замкнутого круга, его мысли и эмоции в итоге подчиняются высшему разуму, который должен контролировать то, что происходит. В его душе скорее всего бурлят переживания и волнения, но он старается не показывать то, что происходит. Он сдерживает то, что происходит, как фонтан, который не дает воде вылиться за ограниченные пределы, сможет ли он до последнего скрывать происходящее и бороться с возникающими эмоциями.
Вариант 2
В стихотворении Фонтан Фет представляет зарисовку ночного созерцания фонтана. Он уподобляет себя, да и человека в целом фонтану, но метафора не полная, а использует только некоторые сходства, в частности движение крови в теле и воды в фонтане. Тут наиболее существенным является мотив движения, которое олицетворяет собой жизненность.
Человек представляет собой только сходство факторов, которые заставляют его действовать «под давлением судьбы». Конечно, Фет специально тут использует слово давление, которое снова возвращает ассоциативный ряд читателя к фонтану, который приводится в движение давлением. Вода может пребывать в покое, также как человек может пребывать в собственной потенции, в небытии или как просторечиво говорят обыватели – в проекте собственных родителей.
Песня поэта и песня фонтана созвучны, если развить эту мысль и немного углубить становится понятным невероятно гармоничное видение поэтом всего мира. Фет рассматривает себя как совокупность факторов, приводящих некоторые элементы в движение – «мысль несется, сердце бьется». Все эти детали также созвучны движениям воды в фонтане.
Просто человек выражает свою песнь словами, но, по сути, есть ли отличие между этим сочетанием звуков и таким, которое дает журчание воды? Вероятно, при глубоком рассмотрении, такое различие отсутствует. Фонтан – тоже в каком-то смысле странник в этом мире, который возносится смело «до известного предела», но и эта вода когда-то остановится и станет чем-то неподвижным, а возможно и вообще выльется в грунтовые воды, протечет по рекам и станет океаном, который издает совсем другие звуки, в котором такое прежнее журчание больше не будет иметь никакого значения.
Видение Фетом мира сравнимо чему-то древнему и первобытному, он во всем видит живое, подобно первым религиозным людям, которые наделяли весь мир сознательностью и элементами жизни. У Фета дышит и он и ночь, воздух может оказаться одурманенным цветом липы. Ночь затихает также как Фет чтобы послушать фонтан. В этой ситуации не только человек представляет собой сознательное действующее лицо, но только он субъект, живо все, человек смиренно воспринимает себя только частью этого безмерного океана бытия, частью, которая, по сути, не имеет существенного значения.
Сравнивая себя с послушным рабом Фет не говорит о подчиненном положении или служении чему-либо, он просто указывает на силу обстоятельств, на внешние факторы, которые делают человека подобным воде, которая под давлением вытесняется из океана небытия на короткий период, чтобы потом снова вернуться обратно. Также естественно как ночь сменяется зарей.
Анализ стихотворения Фонтан по плану