Сергей Есенин был настоящим сыном своего народа. Любовь к своему краю, глубокое восхищение окружающей природой, прорастает мощными корнями во всем его творчестве. Именно через образы окружающих пейзажей, Есенин удачнее всего передавал собственные душевные переживания и психологическое состояние философа-мыслителя.
Ярким примером его творчества, насыщенного особой, народной музыкальностью, является произведение «Отговорила роща золотая…». Оно написано в период жизни, когда поэт стал задумываться о смысле существования. О том, что станет с его главным наследием—стихотворениями. Будут ли они забыты, время «сгребет их все в один ненужный ком» или о них станут помнить еще долгие поколения? Ассоциируя себя с образом золотой рощи, что отговорила, он надеется на то, что его приход на Землю имел какой-то важный смысл. Несмотря на лирическое, минорное звучание произведения, общая его интонация жизнеутверждающая.
Поэт-песенник понимает, что он — бессмертная часть Вселенной, что он часть окружающего мира, пока «грезит конопляник». Вместе с этим произведение начинался глубокий, обретающий смысл, период жизни поэта.
Анализ стиха №2
Это стихотворение Сергей Есенин написал всего за год до своей смерти, точней – до самоубийства. Оно проникнуто грустью.
Природа одушевлена: даже роща говорит, у неё свой язык. Как у русских – русский язык, у берёз – берёзовый, логично, но в то же время неожиданно. Язык рощи «веселый», просто потому, что листья всегда «лепечут» — шелестят весело, даже если заканчивают разговор, потому что пришла осень.
В первой строфе читатель слышит рощу, видит улетающий клин журавлей. Часто эти птицы ассоциируются с душами умерших. Но здесь поэт заявляет, что даже эти птицы ни о ком уже не жалеют.
Вторая строфа начинается с вопроса, кого жалеть. Тут же даётся ответ, что, вообще, некого, ведь все в этом мире на небольшой срок. Каждый сравнивается со странником. И всё-таки людям хочется, чтобы их помнили – о каждом, даже самом незаметном человеке, даже при всех недостатках. И поэт утешает, что хотя бы конопляник и месяц над прудом не забудут никого.
В третьей строфе появляется образ поэта. Есенин один посреди пустой равнины. Одиночка, который в поле не воин, как говорят. Поэт признаётся, что вспоминает юность, но ни о чём не жалеет. Равнина, понятно, означает его опустошенность в тот момент, когда остались только воспоминания.
Четвертая строфа показывает, чего именно не жалко поэту. Единоначалием «не жаль» приводятся напрасные года, сиреневые цветы души… В последнем сравнении речь идёт о юношеской наивности, чистоте и любви. И хотя здесь многократно утверждается, что «не жаль», но всё же понятно, что всего потраченного напрасно (в первую очередь душевных сил) Есенину жаль. Вот только он понимает, что ничего не вернуть, не исправить.
Далее появляется прекрасное сравнение рябины с холодным костром. По алому цвету, по контрасту с осенней природой гроздья рябины «горят», но они совсем не греют. Ощущение холода в душе поэта проявляется здесь. Ведь внешне всё может быть хорошо, «тепло», но в сердце холод. И теперь Сергей Александрович сравнивает себя со сбрасывающим листья деревом. Свои грустные слова сопоставляет с падающими листьями. Своим словам-листьям поэт пророчит печальную судьбу: их или разметает ветер, или соберёт в ком – ненужный.
Стихотворение замыкается в кольцо повторением того, что прекрасная роща печально отговорила. В этом стихотворении размышления, соединенные с восхищением русской природой, переданы через элементы пейзажа.
Анализ стихотворения Отговорила роща золотая по плану
По анализу Отговорила роща золотая