Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», в котором каждое явление окружающего мира, представитель живой природы оживает под пером писателя.
На фоне белоснежных равнин и необыкновенной тишины, характерной для отдаленных лесных массивов необъятного русского края, где «места много», поэт с удовольствием описывает движения птиц, перемещение лошади, скрип снега. Он не упускает возможности оживить все, что мелькает перед глазами лирического героя: «дремлет лес», «долбит дятел», «скачет конь», «валит снег», «убегает дорога». Благодаря многочисленному использованию глаголов, картина находится в постоянном движении. Кроме того, они заставляют стихотворение звучать. Звуки, которые описывает автор, характеризуют именно зимний период времени: «звоны на снегу», «валит снег». В произведении представлено необыкновенное сочетание естественных звуков тишины, которую создают сами обитатели леса («валит снег»), и беспокойных движений («долбит дятел», «слышны звоны»).
Лес у С. Есенина завораживает. Благодаря авторскому мастерству, этот уголок природы становится похожим на сказку («заколдован невидимкой»). Поэт с удовольствием представляет обычное дерево в роли старушки, которая, будто добрая фея, сопровождает проезжих («оперлася на клюку»), не оставляя без внимания и реального представителя мира птиц «долбит дятел».
Благодаря ярким олицетворениям — «дремлет лес», сравнению («понагнулась как старушка»), эпитетам «бесконечная дорога», С. Есенин дает возможность читателю прочувствовать всю стужу, рассмотреть ослепительную красоту зимнего дня в окружении необыкновенного пейзажа, одного из излюбленных мест автора.
Отношение автора этого стихотворения к родным просторам, стране, природе и его обитателям прозрачно. Он, как тонкий наблюдатель явлений окружающего мира, истинный ценитель этой красоты, старается передать свою любовь к природе, показать неравнодушие и уважение к ней.
Торжественность, спокойствие, ощущение счастья – то, что каждый читатель чувствует после прочтения стихотворения. Неоспоримо и то, что человек и природа сливаются в едино целое, заставляя отвлечься от повседневности и проблем. Они дополняют друг друга и в звучании, и в цветовой гамме, позволяя на некоторое время ощутить умиротворение вдали от шумных городов и сел, поразмышлять о смысле жизни.
Вариант 2
К одним из наиболее известных ранних пейзажных стихотворений Есенина относится Еду. Тихо. Слышны звоны, которое также имеет название Пороша. Тут мы видим пример великолепной есенинской пейзажной лирики, которая по большей части обращена в сторону деревенской природы, к мотивам русского простора.
Довольно интересно Есенину удавалось передать ощущение звенящей тишины, которое сочеталось с простором. В этом пространстве он рисовал различные детали и таким образом действительно создавал как бы узнаваемый пейзаж, который был наполнен звуками и особенной атмосферой. Перезвучие такого пейзажа, как правило, отмечается рядом последовательных элементов, в частности тут таковыми выступают: звоны, расшумевшиеся вороны, дятел, скачущий конь.
На фоне звуковой картины, которая раскрывается последовательно и движется подобно дороге, но в завершении сливается в целостную картину, раскрываются и визуальные образы, которые наоборот как бы беззвучны. К таковым относится заколдованный лес, этот лес зимний, ночной и тихий. В лесу стоит сосна, на которую обращает внимание автор и сравнивает со старушкой.
Помимо этого ключевым является образ дороги, который как бы укутан шалью и определяет неописуемый простор. Легко перенестись в эту картину и увидеть невероятный снежный простор, который разделяется только извивающейся и уходящей в даль дорогой. Природная легкость резвость и бодрость передается в строчке «скачет конь, простору много», где как бы объединяются активное начало, то есть конь, и пассивное, то есть простор, который этим самым конем покоряется и осваивается.
Простое сочетание образов на самом деле дает интересное ощущение и выглядит чем-то наподобие описания сказочного путешествия. Эпический герой проезжает через просторы сказочного леса, выезжает на простор русской равнины, который укутан шалью снега, и дорога его не имеет конца, он продолжает собственное путешествие по неизведанному простору. В заключение следует отметить начальную и завершающие строчки стихотворения, где сначала используется отрывистый ритм, отдельные слова, подобные цокоту копыт, а завершение напоминает льющийся простор дороги.
Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны по плану