В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными, но в действительности только вдвоем создают целостность человеческого мира. На протяжении всего стихотворения поэт стремится как бы разрушить противоположности и предоставить более зрелый и возвышенный взгляд на действительность, он дает соответствующие примеры: «в цепях свобода.. в мучении — восторг».
Таким образом, каждая противоположность таит в себе частицу иного и в этом заключается суть мироздания, хотя между этими противоположностями по-прежнему остается пропасть. Такое понимание чем-то напоминает восточный символ с двухцветной окружностью и точками противоположного цвета в другом – инь-янь. Этот символ представляет собой целостность всего мира, взаимоперетекание процессов.
Мережковский предлагает довольно много интересных и фундаментальных мыслей, которые отражают философское понимание смерти и сущности этого феномена как такового. К примеру, он отмечает, как мир иной проявляется в мире здешнем, то есть, когда мы смотрим на феномен иномирья, перехода за порог небытия, то в какой-то степени перетаскиваем инобытие сюда, в этот мир. Так отражается в жизни наличие смерти и наоборот, во всем погибшем есть возможность наблюдать прежнюю жизненность, все когда-то погибшее, было когда-то живым и являлось отражением и противоположностью себе теперешнему.
Поэтому две противоположности друг другу и чужды и любезны, они являются подобными и равными как часть единого процесса. И, действительно, через глубину одной возможно познать глубину другой. Вечное существование не могло бы приобрести такую ценность как оттененное гибельностью, также и бренное тело приобретает особенную ценность только благодаря, когда-то наполнявшей данное тело жизни.
Во второй половине стихотворения Мережковский рассматривает человеческую судьбу в этом аспекте, он отмечает также и равноценность добра и зла, так как ведут они только в гробу в любом варианте и, вероятно, только за этим гробовым порогом и открывается подлинное понимание этих феноменов. Поэтому поэт выбирает во многом нигилистическую позицию «все равно, куда идти», ведь и добрые и злые поступки ведут к единой цели – гробовой цели. Тем не менее, он напоминает о наличии человеческой воли и также призывает к мудрости, которая только и позволяет обрести подлинное понимание и соединить противоположности в ясное осознание действительности.
В завершающей части настроения автора далее продолжают нигилистический концепт, который приводит к выводам о человеке как творце собственной судьбы, который соединяет в себе противоположные бездны бытия. Таково одно из возможных разрешений проблематики конечности человеческого существования. Вариант, который был весьма характерен для культуры завершения 19 века.
Анализ стихотворения Двойная бездна по плану