Основной тематикой произведения является описание убогого крестьянского существования, отличающегося неустроенным бытом, нищетой и отсутствием необходимых условий для работы.
Стихотворное повествование ведется от имени лирического героя, представленного поэтом в образе молодого человека, столкнувшегося после отмены крепостного права, с непосильными проблемами и тяготами.
При крепостничестве человек, беспрестанно работая, умирает от физической усталости, загруженный как рабочая лошадь, вынужденная не разгибать спину для собственного хозяина. Теперь же освобожденный крестьянин вынужден бороться за суровое выживание, поскольку рабочих мест на всех не хватает и многие из людей не могут устроиться на работу.
На всем протяжении повествования стихотворения лирического героя одолевают тяжелые мыслями о будущем, так как он не может отыскать место для выпаса скота и не знает каким способом получить хоть небольшой доход для необходимого поддержания собственных физических сил.
Молодой человек искренне желает получить любую работу даже за небольшие деньги, но, суровая действительность такова, что он вынужден прозябать в голоде, завидуя тем, кто сумел устроиться к богатому мещанину и в настоящее время имеет не только кусок хлеба, но и возможность намазать на него постное масло. При этом юноша никоим образом не стремится получить сытое и безбедное существование с неба и просто так, готовый трудиться в самых тяжелых условиях, наполненный горячим энтузиазмом и жизненной энергией.
Поэт описывает парадокс возникшей ситуации, когда, получившие долгожданную свободу крестьяне, не обрели для себя ничего, поскольку вынуждены за гроши трудиться на новых хозяев. Тем самым стихотворение раскрывает понятие свободы не только как великую радость, но и как огромное бремя, которое ложится на плечи человека и бывает крайне тяжелым в случае непонимания людьми возможности ее использования, но при этом человек во все времена стремится получить это долгожданное чувство свободы.
В качестве стихотворного размера, использованного в стихотворении, поэт применяет хореическую строку, композиционно структурируя произведение в виде нескольких объемных куплетов, являющихся самостоятельными по смысловому значению. В качестве художественного оформления стихотворения демонстрируются эпитеты, но в простом виде, иллюстрируя лирического героя как обычного, деревенского человека.
Поэт заставляет читателя задуматься о состоянии человека, не имеющего возможность трудиться и впавшего в нужду, поскольку на собственном опыте понимает последствия возникшей ситуации, которая может привести к агрессии и злобе в связи с необходимостью избавления от голодной смерти.
Причиной создавшейся ситуации поэт видит в бездействии русского народа, не умеющего осознать и проанализировать ошибки прошлых поколений, продолжая работать на хозяина, забыв о благородных порывах и надеждах на лучшее будущее.
Анализ 2
Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.
Тысячи людей, не имевшие образования, умевшие лишь пахать да сеять, остались предоставленные сами себе. Они могли работать от рассвета до заката, но не могли найти того, кто заплатил бы им за работу.
Некрасов всегда болел за судьбы простых людей. Вот и в этом стихотворение он освещает те проблемы и тяготы, с которыми столкнулись крестьяне, наконец-то освобождённые от барской власти.
Если раньше люди умирали от усталости, были загружены словно рабочие лошади, вынужденные гнуть спину ради своего господина, то теперь же всё обстояло наоборот.
Борьба за рабочее место была сурова, и на одного мещанина приходилось по сотне крестьян, желающих работать у него. Стоит ли говорить, что многие оказывались не у дел.
Лирический герой Некрасова – молодой крестьянский парень. Думы его отягощены мыслями о завтрашнем дне, он не знает, где пасти корову, как заработать на хлеб. Запахи еды из барских домов манят его, он готов работать за гроши, но у хозяина уже есть рабочие. Парень же мается без работы, голодный, вынужденный валяться на печи с пустым желудком. Он завидует богатому купцу и его работникам, которые «Льют на кашу масло постное Словно воду не жалеючи»
Крестьяне, которые ещё недавно мечтали о часе отдыха, теперь мечтают только о работе и возможности заработать на тарелку щей.
Реформа Александра II дала людям свободу, но не дала возможностей. Крестьянам, как и прежде, приходилось работать за копейки на господ, ведь больше ничего они не умели. Свобода всегда и во все времена являлась великой радостью, и в то же время великим бременем. Всегда проще, когда есть кто то, кто скажет тебе что делать, и в то же время каждый хочет сам распоряжаться своей жизнью. И по сей день люди страдают от чрезмерной свободы, но всё равно стремятся к ней.
И в 1861 году были люди, ворчавшие что раньше было лучше, что рабочему люду не приходилось искать работу. Были, конечно, и другие. Молодые, полные амбиций и мечтаний, старавшиеся научиться новым умениям, изучить грамоту, освоить светские манеры. Они считали, что как бы не тяжела была свобода – это радостное бремя, и в конечном счёте свобода – это счастье.
Анализ стихотворения Дума по плану