Основной темой произведения являются детские воспоминания поэта, передающие ностальгическую чувственную гамму, испытывающую ребенком в жаркий летний день в сосновом лесу.
В качестве стихотворного размера для произведения поэт выбирает четырехстопный ямб и точную перекрестную рифмовку, при этом стопное количество делит стихотворение на три строфы-четверостишия, в первой из которых содержится описание радости от встречи с природным пейзажем, во второй части ведется изображение лесного пространства, а в третьей излагаются впечатления мальчика от соприкосновения с деревом.
Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом многочисленных выразительных средств в виде эпитетов и метафор с целью подчеркивания очарования и красоты окружающей природы, воссоздающие прекрасную картину мира.
Восторженное состояние ребенка, испытывающего благоговение и счастье от увиденного пейзажа, передается с использованием эмоционально-окрашенной лексики, позволяющей ощутить негласное родство с природой.
Эпитеты в стихотворении отличаются эффектом присутствия (смолистый аромат, красна), при этом в некоторых строках даже рифмуются (корявой-величавой, груба-морщиниста), а также включаются в текст произведения в качестве нежных, мелодичных, мягких напевов.
Использование развернутых метафор в виде сравнения соснового леса с солнечной палатой позволяет прочувствовать мировое пространство, что подчеркивается посредством аллитерации, изображающей зарисовки бегущей струйки песка.
Также в качестве художественных средств выразительности поэт включает в стихотворения сравнения (песок как шелк), а также олицетворения, тонко выражающее поэтическую ностальгию (кора тепла).
Звукопись в виде повторяющих звуков согласных букв рождает в душе поэта чувство реальности палящего зноя в пыльном аромате воздуха, а вкрапление гласного акающего звучания рождает ощущения безмерного пространства.
Эмоциональное состояние лирического героя иллюстрируется синтаксическим строем стихов, в котором в большом разнообразии представляются существительные и прилагательные с редким включением глаголов, выстроенных в форме сложных предложений с рядами однородных членов.
Смысловая нагрузка стихотворения выражается в удивительном художественном воздействии на читателя, позволяющем окунуться в волшебный мир беззаботного детства.
Анализ 2
В стихотворениях Бунина нередко проскальзывают образы прибрежных сосен или сосен, которые стоят на берегу, в песках. Вероятнее всего поэт черпал эти образы из природы Орловской губернии, где провел детство или некоторых иных пейзажей, которыми наслаждался в своих путешествиях и в процессе пребывания где-либо.
Так или иначе, Бунин отлично умеет передавать красоту образов в простых сравнениях и погружать читателя в определенную атмосферу. Стихотворение Детство содержит в себе минимальное количество деталей, впрочем, как многие другие его стихи, которые также скупы на детали, но при этом невероятно глубоки. В Детстве мы видим описание теплого и знойного лета, нагретые сосны, которые стоят в песке и сами как будто пахнут летом.
Помимо этого для лирики Ивана Андреевича характерной деталью является ностальгия. Бунин – эмигрант, причем по большей части вынужденный, которому именно пришлось покидать родину. Соответственно, для него тоскливая ностальгия практически всегда связана с образами какого-то утраченного идеала, который остался где-то в былом.
Тут мы видим воспоминания из десятилетнего возраста. Поэт чувствует себя совсем юным и счастливым, для того чтобы передать эти ностальгические грезы и, самое главное, атмосферу, которую он ощущал, используются удивительные метафоры и сравнения. Солнечные палаты бора; шелковый песок; запах солнечного лета; морщинки на коре дерева; сладость бора – все эти образы являются составляющей какого-то слепка воспоминания, которое Бунин предлагает для просмотра.
Стихотворение Детство чем-то похоже на череду слайдов из диа-проектора, где последовательно предлагаются как бы освещенные светом кадры с различными изображениями. Каждая строфа действительно наполнена этим светом и с одной стороны этот свет, который просто появляется в воображении читателя от соответствующих слов: солнечный, солнечное лето «повсюду яркий свет». С другой стороны ощущается как бы свет сознания самого поэта, который подсвечивает эти свои воспоминания предлагаемые к просмотры для читателя.
Эпитеты, метафоры.
Анализ стихотворения Детство по плану