Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.
Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, при этом композиционная структура произведения состоит из немногочисленных слов, сложенных в два четверостишия, однако это не мешает автору передать предвкушение героя наступлением сладострастных вечерних сумерек в виде погасших алых красок.
Раскрытие сюжетной линии осуществляется посредством присутствия природного пейзажа, подчеркивая глубокое значение природы для демонстрации душевного состояния человека.
В первом четверостишии поэт представляет изображение вечернего заката, в созерцание которого погружается лирический герой, предвкушая минуты отдыха от окружающей действительности, наслаждаясь безмятежной и упоительной тишиной, оставшись наедине с собственными мыслями в безлюдном пространстве. Во второй части стихотворения лирический герой передает читателю ощущение желания оказаться в спасительной темноте, понимая мимолетность ночного периода суток, но мечтая прикоснуться к этому редкому, удивительному и уникальному процессу, освободившись от людского внимания и тяжких жизненных проблем.
Авторским замыслом является поэтический смысл стихотворения, состоящий в понимании жизненного мгновения, представляющегося поэтом как единственное сокровище, данного человеку божественным началом, в котором не существует бренные проблемы человечества в виде работы, развлечений, чувственного опыта.
В образе вечерних сумерек лирический герой представляет возможность в окутывающей тьме ночи наслаждения собственным одиночеством и ощущения счастливых, кратковременных моментов избавления от накатившей усталости, в том числе и от общения в обществе.
Лирическое содержание стихотворения путем использования поэтом средств художественной выразительности в виде эпитетов демонстрирует возникающую у каждого человека потребность в зыбких, мгновенных минутах пребывания в одиночестве, наедине с собственным самосознанием.
Анализ 2
Мгновения в этом мире, являются, как известно, единственным сокровищем, которым обладает человек. Ни собственность, ни чувственный опыт, по сути, не имеют никакого значения, если отсутствует погруженность в мгновение.
Конечно, для простого человека такое не всегда доступно и многие люди пытаются растопить собственную личность в чем-то другом: работе, других людях, распространенных идеях, общепринятых мыслях, популярных развлечениях и увлечениях.
Тем не менее, существуют поэты, которые могут позволить себе наслаждение красотой, во многом именно поиск и попытка фиксации красоты этого мира и является работой поэта. Не сказать чтобы красота как-то страдала без взгляда поэта, но люди, которые не могут увидеть красоту, безусловно, страдают, хотя могут и не подозревать об этом.
Развитый человек не просто не боится и не сторонится одиночества, но зачастую ищет именно его. Брюсов в Быть без людей описывает ощущения человека, который остается наедине с миром, пространство безлюдья. Интересным образом такое описание сочетается с описанием заката.
Начало сумерек, закат, являются магическим временем, своеобразным алхимическим переходом, который совершается между ночью и днем. Этот период трудноуловим и практически не существует. Намного труднее сказать: вот сумерки, вот граница сумерек и намного легче определить день и ночь.
Такие мгновения редки, удивительны, уникальны. Они подобны и ощущению безлюдья, которое для человека цивилизованного тоже являются редкостью и представляют собой, как правило, просто переход от пребывания в одном обществе к пребыванию в другом. Поэтому Брюсов довольно красиво выбрал такое сочетание человека, который вступает в «вечерний час» и короткое счастье «быть без людей».
Если рассматривать более поверхностно, то стихотворение представляет собой описание простого вечера и одинокого лирического героя, которому удается насладиться уединением и как бы вернуться в некое символическое «верное прибежище», которым для него выступает вечер, окутывающая тьма и подобное. Герой воспевает возможность быть одному и мы понимаем глубину этой личности, которая может видеть нечто действительно самоценное в своей собственной натуре и как следствие в человеческом существе как таковом. Помимо этого он подчеркивает зыбкость такого удовольствия, которое практически всегда растворяется в количестве общества.
Анализ стихотворения Быть без людей по плану