Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку, хозяином которой является его хороший друг Максим Горький.
Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, при этом композиционная структура произведения представляется в виде простого монолога, обращенного к собаке, который сопровождается максимально естественными описаниями тоскливой погоды, вызывающей в душе поэтического рассказчика депрессивные настроения. Ярким подтверждением этому является изображение поэтом холодной вьюги, заснеженного двора и непогоды в летний августовский период, когда автор находится на снятой им даче в непогожий дождливый день, вынужденный не покидать пределы помещения.

Образ собаки в стихотворении представляется автором в качестве животного, не имеющем клички, с грустными желтыми глазами, переполненными тоскливым взглядом, связанным с воспоминаниями о его прошлой жизни.
Поэт применяет в произведении выразительный художественный прием аналогии, сравнивающий человеческую душу с душой пса, подтверждающий их одинаковое отношение к воспоминаниям о родных местах, по которым скучают и человек, и собака, а также подчеркивающий своеобразное сходство характерных черт человека и пса. При этом поэт утверждает, что существует преимущество человека перед собакой, поскольку возвращение к родным истокам является правом выбора людей, влияющим на их дальнейший жизненный путь, тогда как животные вынуждены быть там, где их хозяин, не выбирая свое предназначение.

Содержание стихотворения описывает собаку в качестве очеловеченного существа, умеющего тонко чувствовать, переживать и выражать свои ощущения через свое беспокойство седым небом, тяжелой тундрой, льдом и чумой.
Основная мысль стихотворения заключается в убеждении самого себя и окружающих о душевности любого божьего создания, умеющего испытывать любовь, страдания, волнения и признательность за хорошее отношение к нему. Однако поэт демонстрирует отсутствие у животного способности понять душевное настроение человека и, соответственно, проявить какое-либо сочувствие, поскольку видит в человеке высшее земное создание, которое обречено на всемирную тоску, независящую от его собственного желания.
Вариант 2
Есть довольно известная цитата о том как человек становится животным (фигурально выражаясь, к примеру, при помощи определенного поведения или отношения к действительности) для того чтобы отринуть боль человеческого существования. Действительно, пребывание в человеческом теле – не самая легкая и приятная задача.
С одной стороны, конечно, такое положение дел является большой радостью и открывает целый спектр невообразимых возможностей, но с другой стороны обладание человеческим телом предполагает обладание большой ответственностью, ведь именно люди имеют осознание самих себя.
Конечно, вопрос является в некоторой степени дискуссионным, но как отправной пункт мы можем считать возможность именно человека обладать моральным выбором, пониманием собственной конечности и, главное, свободной (хотя бы в какой-то степени) волей. На самом деле этот перечень возможно продолжать и далее, есть много аспектов, которые накладывают на людей, так сказать, особое бремя бытия.
Именно поэтому, когда мы смотрим на животных, то видим принципиально иные создания. В животных нередко воплощается образ другого, иного существа, которое на фундаментальном уровне отличается от нас самих. За такими раздумьями, вероятно, проводил когда-то минуты и сам Бунин, который в стихотворении Собака описывает, то как он наблюдает за собственным псом.
Поэт описывает поведение своего любимца, даже рассказывает о нем небольшую историю, наделяет своеобразной биографией, но в итоге приходит к логическому выводу: «Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен». Он до этого говорит о том, чем занят ум собаки, какими-то воспоминаниями, которые чужды ему самому, а после говорит о том как делит свои думы с собакой, думы, именно о тоске всех стран и времен. Понятное дело он не может именно поделиться этими размышлениями и в этих строчках более подчеркивает свое принципиальное отличие как человека, который обладает не столько личной историей, сколько мировой тоской, которая не сродни собачьей тоске или каким-то воспоминаниям и далеком крае, ведь для человека далекий край не где-то физически, он на иных сферах бытия.
Анализ стихотворения Собака по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru