После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении Благодарность (За все, за все тебя благодарю я..) обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться, в том числе и по причине явного указания на различные аспекты переживаний, которые часто связаны с любовью. Тем не менее, если немного поразмыслить, становиться понятным, о чем пишет автор.
Сначала может казаться будто он обращается к жизни как таковой, так как охватывает наиболее существенные ипостаси человеческого бытия. При этом строчка «обманут в жизни был» указывает на нечто иное, ведь не представляется возможным благодарить жизнь о жизни. Тогда, следуя рассуждению, легко понять: Лермонтов обращается ко Всевышнему, ведь именно Он является создателем жизни и именно его следует благодарить обо всем.
Собственно форма стихотворения во многом напоминает молитву, в которой сначала идет обращение «За все, за все тебя благодарю..», далее перечисляются различные аспекты, за которые благодарит молитвенник-поэт, после чего следует просьба, которая тоже нередко завершает молитву. Только в отличие от канонического обращения поэт позволяет здесь себе некоторую вольность, в его речи звучит и ирония, и даже упрек. Он перечисляет такие радости жизни как: мучения страстей, яд поцелуя, горечь слез, клевета, враги, обман.
Безусловно, такая искренняя благодарность тоже является формой молитвенного обращения и признаком смирения, то есть субъект принимает не только радости, но и страдания посланные Господом и даже за такие невзгоды выражает благодарность, как бы предаваясь воле Всевышнего. Тем не менее, в строках Лермонтова есть заключительная просьба. Он обращается: «чтобы тебя отныне
недолго я еще благодарил», то есть, вероятно, просит о скорой кончине, но также может рассматриваться и вариант просьбы избавиться от страданий.
Так или иначе, мы видим лирического героя, который обладает самоиронией и здоровым цинизмом, с которым относится к собственному существованию, но при этом он немного измучен жизненными обстоятельствами. Герой способен принять различные невзгоды, он не собирается роптать на судьбу и стойко переносит подобное. Тем не менее, герой все-таки с некоторым юмором и настойчивостью просит о довольно существенном, он хочет, чтобы страдания завершились, так как испил чашу сполна.
Стихотворение имеет философский смысл, так как описывает мир как юдоль скорби. Перед нами пространство полное страдание. Каждый красивый феномен, такой например как поцелуй, предстает в оборотном и негативном контексте.
Литературный анализ
Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой подведение итогов взаимоотношений автора с божественным началом, которое подвергло его нечеловеческим жизненным испытаниям.
Композиционная структура стихотворения является восьмистишием (октавой), состоящей из восьми строк, в которых лирическим героем, осуществляющим повествование-монолог, излагаются философские размышления о чувстве к богу, представляющие субъективное личное мнение автора.
В качестве стихотворного размера в «Благодарности» применяется пятистопный ямб, придающий произведению поэтическую экспрессию в форме дерзко-иронического вызова богу, который основал земную жизнь, полную несовершенства, страданий и парадоксальности.
Средствами художественной выразительности в стихотворении являются оксюморы, представленные внутренними противоречивыми словосочетаниями, которые в виде сложенных оппозиционных пар становятся равными по смысловому значению и уравновешивают экспрессионную окраску (месть врагов превращается в клевету друзей, горечь слез проявляется посредством отравы поцелуем).
Отличительной особенностью стихотворения является его укрупненный обобщенный масштаб, достигающийся за счет использования поэтом многочисленное количество раз местоимений «я» и «ты», символизирующих лирическую душу автора и высшую духовную силу. Данный прием позволяет ощутить противостояние двух духов, обладающих могуществом и равным величием, а также вступающих в непосредственное взаимодействие.
Финальная часть стихотворения наполняется авторской иронией и сарказмом, выражающей в виде скорбного прощания с созданной богом жизненной пустыней, в которой растрачивается жар души поэта, делая человеческую жизнь никчемной, ненужной, непонятой окружающими.
Смысловая нагрузка «Благодарности», являющимся своеобразным поэтическим покаянием, заключается в полном разочаровании автором земным существованием, несущего лишь душевную боль, тайные мучения страстей и усталость, а также предчувствие собственной гибели, выраженное в молитве к богу с просьбой о скорой смерти.