Произведение формально относится по жанровой направленности к форме дружеского послания с элементами элегии, но по сути поэтического содержания является разновидностью гражданско-патриотической лирики поэта.
Основной тематикой стихотворения представляются авторские размышления о трагедии Москвы, оказавшейся разрушения в результате нападения французской армии в период Отечественной войны 1812 года.
Композиционная структура стихотворения состоит из тридцати четырех строк, на всем протяжении которых изображается детальная жуткая картина разрушений и разорений некогда великого и прекрасного города с описанием портретных образов москвичей, подвергнутых немыслимому человеческого горю.
Лирический герой стихотворения, от лица которого ведется повествование, передает собственные переживания и горестные воспоминания, пытаясь найти отклик в душе товарища, являющегося адресатом послания.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют разнообразные метафоры, эпитеты, отражающие сострадательное авторское отношение к растерзанному городу. Кроме того, поэт неоднократно применяет в произведении художественный прием в форме анафоры («я видел»), усиливающий эмоциональную напряженность и экспрессивность стихотворного повествования.
Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом устаревших слов («цевница», старинное название музыкального инструмента в виде свирели, используемой пастухами; «трикраты», означающее трижды, троекратно) и неясных выражений (Цирцея, Армида), которые представляют собой результат увлечения молодым поэтом античным искусством.
Образ лирического героя передает авторскую смысловую нагрузку стихотворению, поскольку выражает высокую гражданственность в виде чувства гнева, испытанного поэтом, при виде страшного опустения города, вызванного нападением наполеоновского войска. Лейтмотивом стихотворения становится желание восстановления справедливости в форме жгучей мести к врагу.
Отдельного упоминания достоин изображенный в стихотворении сильный образ Москвы, считающийся автором священным, величавым городом с древними башнями, изображенный в виде отчизны края златого и рдяного неба, являющегося оттенком красного цвета и олицетворяющий не только пожар, но и сгорающее от сострадательных переживаний сердце лирического героя.
Анализ стихотворения К Дашкову по плану