Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих поэтов. Конечно, в какой-то степени и те и другие являются властителями человеческих дум, но все-таки разница заметна и при поверхностном взгляде.
Особенностью поэтического видения нередко является гипербализация и чрезмерное усложнение фигур различных великих завоевателей, хотя, конечно, не следует отрицать возможности великому завоевателю являться также и глубокой натурой. Так или иначе, Брюсов берет героем своего стихотворения фигуру царя Ассаргадона, который до сих пор известен как грандиозная историческая личность. Про него свидетельствуют надписи, которые до сих пор хранятся на некоторых зданиях в Сирии.
Этот Ассирийский правитель был известен своими тотальными завоеваниями и подчинением других стран собственной воле. Об этом пишет и Брюсов: «Сидон ниспроверг..» , «Египту .. как закон», «Элам .. в моем едином взоре». Далее звучит резюме о троне, который воздвигнут на костях врагов и повторяется основной посыл, который несет Ассаргадон своими соперникам: горе.
Равно как для любого правителя, для Ассаргадона основной целью на земле является обретение земной славы и величия. При этом этих целей он действительно достигает и теперь располагается как бы на самой вершине всего мира. На этом миге Брюсов и предлагает рассмотреть фигуру властителя, который фактически выполнил свою цель и более не имеет пределов, к которым следует стремиться.
Во-первых, довольно интересным является наличие такой метаморфозы сознания царя как преобразование действительности в сферу чего-то ирреального. Для него «деянья людей —тень в безумном сне, мечта о подвигах — детская забава» и не удивительно, ведь если простой человек для достижения какой-то собственной цели нуждается в усилиях и преодолении препятствий, то для царя любые пути открыты. Поэтому он может совершить любой подвиг и, соответственно, ценность этого подвига снижается, он становится детской забавой.
Конечно, Ассаргадон упивается земным величьем, но он не может ни с кем разделить свое счастье, да и счастлив ли Ассаргадон. Ведь, оказавшись на вершине, он обретает только одиночество.
Вариант 2
Как известно из библейского предания, царь Навуходоносор, который возомнил себя владыкой мира, оказался в итоге в весьма плачевном положении. Его Господь превратил в животное и тем самым преподал урок усмирения гордыни. История довольно известная и типичная, если вообще говорить о специфике высшей власти.
Когда человек достигает определенного предела, он более не знает к чему стремится и становится отделенным от людей, становится как бы существом другого порядка. Конечно, иногда становится так как описывает Библия про Навуходоносора, но иногда бывает и так, когда царь просто остается наедине со своим величием. Брюсов описывает именно такую ситуацию.
Ассаргадон является подлинной исторической фигурой, он правил на территории Сирии в седьмом веке до новой эры, он действительно покорил многие народы. В своем стихотворении Брюсов пытается передать особенности такого человека, «стою один, величьем упоен» — вот куда приводит намерение получить абсолютную власть, Ассаргадон остается один, но на вершине.
Безусловно, таковым вообще является общественное устройство и на всяких социальных вершинах довольно холодно и одиноко. Тем не менее, Ассаргадон у Брюсова также приходит и к совершенно иному миропониманию, для него «мечта о подвигах – как детская забава», то есть он буквально может воплотить любую свою мечту в действительность, только помыслив об этом. Например, завоевать какую-то страну или сделать нечто подобное.
Брюсов говорит не только о величии своего героя, он также указывает на определенную безысходность «исчерпал до дна тебя, земная слава» — говорит Ассаргадон, то есть более ему не куда двигаться и в отличие от Навуходоноссора ему не является назидательный голос, который может взывать к смирению. Довольно любопытно сравнивать эти две фигуры, ведь Навуходоносор в итоге получил более ценный дар, он смог развиваться дальше, а Ассаргадон в действительности стал несчастным, хотя может ли простой человек рассуждать об этом? Поэт в своем стихотворении отказывается от каких-либо оценок, он по большей части пытается представить только чистую форму могущества и ясности своего превосходства над всем остальным миром.
Именно так выглядит властитель в собственном зените. Он упивается величием и становится царем царей. Его имя остается не только на устах людей своего времени, но и в веках.
Анализ стихотворения Ассаргадон по плану