Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.
На тот момент Мандельштам был акмеистом. Для этого направления характерны точность и определенность, поэтому поэт не выстраивает многозначительные символы, а использует точные термины. К таковым относятся, упоминаемые в стихотворении экседры, апсиды и паруса – детали здания, технические определения, которые обычно не используют при написании поэтических произведений.
Вообще, поэт часто обращался к архитектурной тематике. У него есть стихотворения , посвященные Казанскому собору, Адмиралтейству в Санкт-Петербурге и Собору Парижской Богоматери. Интерес к монументальным зданиям связан с ассоциациями, которые у него вызывала архитектура. Мандельштам воспринимал поэта, в качестве строителя, а слово, написанное им, как камень. Мандельштам подчеркивает огромные размеры здания (например, сорок окон, сто семь столбов) и искусство строителей, именуя постройку «мудрой». Собор, в представлении Мандельштама, также как и стихи, несет некое послание потомкам, являет собой воплощенную красоту, как и сочетание рифм.
Произведение названо «Айя-София», по нынешнему наименованию этого строения. Однако автор не обращается к настоящему, для него собор, ставший мечетью, ценен, прежде всего, как здание, простоявшее века. Оно связывает нас с прошедшими поколениями. Он вспоминает строителя собора императора Юстиниана, идет даже дальше, упоминая о том, что мраморные столбы, использованные при строительстве, были взяты из разобранных античных языческих храмов.
Однако, несмотря на то, что поэт много говорит о христианских элементах здания, это здание для него не является, прежде всего, символом православной веры. Мандельштам был евреем и не отличался особой религиозностью. В произведении отсутствует вполне естественное для православного сожаление о поругании святыни иноверцами. Для поэта здание – это культурный символ. Оно представляет собой, главным образом, олицетворение связь времен и символ совершенства, которое можно создать человеческими руками. Как в для глубоко верующего человека, для поэта собор является символом связи земного с небесным. Мандельштам также подчеркивает эту идею, называя его купол подвешенным к небесам. Однако небо здесь – это просто абстрактный символ всего высокого, совершенства в самом общем понимании.
Анализ стихотворения Айя-София по плану