Свое произведение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматова написала в 1917 году, когда обстановка в России была достаточно напряженной. Личная жизнь поэтессы не имела успеха и возникали некоторые сомнения относительно своего творческого мастерства.
Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.
Первое четверостишие имеет свое начало с точной констатации числа, времени и дня недели. Оформлено это все в рваном ритме, создается впечатление будто читаешь телеграмму. Но далее идёт строчка полная умиротворения, отражающая то, что видит поэтесса подойдя к окну. И появляется чувство, что становишься невольным слушателем чужого письма.
Дальше можно понять, что поэтесса разговаривает сама с собой, она сетует, что только бездельник мог выдумать любовь. Анне в то время было лишь 28 лет, а она уже переживает душевную драму.
Второй катрен пронизан досадой того, что все поверили тому, кто придумал любовь. Так и живут с бессмысленной верой в эту бестолковую сказку.
Заключительная часть стихотворения содержит главную мысль автора. Поэтесса случайно узнав о том, что любви нет, вынуждена теперь страдать и это не даёт ей спокойно жить.
Ощущение лирического размышления создается путем написания текста в размере трехстопного анапеста, ритм которого способен создать подобное чувство.
Ахматова пишет это произведение намеренно простым, использовав для него лишь пару выразительных средств. Эпитет «любовные песни» и высокопарную метафору «почиет на них тишина». Такая простота подчеркивает душевное безразличие страдающей героини.
Пережитая любовная драма меняет главную героиню. Происходит её становление как мудрой женщины, спокойно относящейся к чувствам. Нет, она не потеряла веру в искренность любви, ей просто удалось переосмыслить свое отношение к ней, которое обрело более земное понимание.
В стихотворении идёт одна линия рассуждения. Гармония между формой и содержанием появляется засчет логично выстроенных предложений.
Все введенные в повествование образы очень просты по своей сути. В этом и заключается вся особенность поэтического стиля Ахматовой, которая может наполнить любой образ смыслом и эмоциональной составляющей.
Анализ 2
В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.
Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы. Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости. Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.
Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, — может от лени своей, может от того, что нечем заняться. В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств. Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.
Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала. Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных. Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.
Вариант 3
Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.
Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.
Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.
В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.
Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.
Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.
Использование одной линии авторских рассуждений позволяет достичь поэтической гармонии, сочетающейся логично выстроенными предложениями с включением в повествование простых образов.
Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану